|
⇪ (наверх)
|
|
||||||||||
|
Статьи и заметки на темы оригами,
связанные с его преподаванием и по
вопросам
российского народного просвещения в целом
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
Статьи и
заметки на темы оригами
|
|
||||||||||
|
|
1. Деятельностное
познание мира средствами оригами: изящно, конкретно, эффективно (Как
работают руки, так думает голова). Опубл. в ж-ле «Народное образование» № 8- 2. Дэвид Листер, Англия. Оригами в школах Японии и на Западе
|
|
|||||||||
|
3. Виктор Бескровных.
Оригами в поисках смысла.
(Попытка
исследования оригами в русле восточной и западной художественной традиции.)
4. Как возникло и развивалось оригами? Афонькин
С.Ю., Афонькина Е.Ю. Из истории
оригами (видимо, более ранний вариант того же текста после
украинской обработки) 5. Валентина
Гончар. Образовательная программа кружка «Бумажное моделирование»
(Образовательная программа по оригами). |
|
|
|||||||||
|
7. Бумажные гаммы оригами (о кружке оригами при Посольстве
Японии в Белоруссии). Интервью Елены Сафоновой газете
«Вечерний Минск». |
|
||||||||||
|
8. Прошла
очередная, VI Сибирская конференция «Оригами в учебном процессе».
Опубликовано в «УГ». |
|
||||||||||
|
9. Складка+складка:
ещё шаг к осознанию красоты. (IV Международная
выставка оригами в Киеве) |
|
||||||||||
|
10. Лилия Соколова (Центр оригами Молдовы, г. Кишинёв). Играя – обучаем или зачем Молдове
Оригами?
|
|
||||||||||
|
11.
Вчера в Киеве
появилась Бабочка с размахом крыльев в 1 метр – Установлен
украинский рекорд оригами (Игорь Оноприенко, газета «Сегодня», 2005
г.)
12. Екатерина Шепель. Бумажное искусство: как воспитать силу воли
(о 3-м Кубанском детском фестивале оригами "Оригамские и Параоригамские
игры" на стр. «Отдых на Кубани», 13. Фестивальное оригами (о создании
павильона «Взлёт» в виде журавлика оригами). 14. Бантик по-японски (складывание из
лент) |
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
Заметки о российском народном просвещении в целом
|
|
||||||||||
|
Александр Пушкин. О народном просвещении и воспитании
(записка Государю императору от 15.11.1826).
|
|
||||||||||
|
|
Луначарский А.В., Основные
принципы единой трудовой школы (От Государственной комиссии по
просвещению 16 октября
|
|
|||||||||
|
Антон
Макаренко. Игра (глава из
книги «О воспитании молодёжи» с интересной классификацией типов игрушек, их
сравнительных достоинств и недостатков.). Иными словами, что говорит об оригами
А.С.Макаренко…
P.S. Подробнее о
системе А.С.Макаренко и его жизни, о российских и зарубежных
предшественниках, современниках и последователях его, можно прочитать на
странице «Педагогический
музей А.С.Макаренко». |
|
|
|||||||||
|
|
Валентин
Кумарин. Педагогика
стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). Публикуется в электронном виде по разрешению автора. P.S. В Валентин Кумарин. Макаренко, какого мы никогда не знали или куда
реформировать школу (копия материала с сайта «УГ», где была одна из первых
публикаций этой статьи). Валентин Кумарин. Аксиомы Локка
(копия с сайта «УГ» www.ug.ru, где была одна из
первых публикаций этой статьи)
|
|
|||||||||
|
Школа с уклоном в будущее (ЛГ от 25 марта |
|
|
|||||||||
|
После
запуска первого в мире (в известной нам истории) советского спутника Земли, в
США прошло широкое общественное и государственное обсуждение того, почему
стало возможным отставание Америки по одному из ключевых направлений развития
высоких технологий. Пожалуй, знаковой в этом обсуждении было появление статьи
«Что знает Иван, чего не знает Джон»… Оглянувшись вокруг в 90-е годы
акад. РАО А.М.Новиков написал статью «Что умеет Джон, чего не умеет Иван». Эту статью и другие труды
А.М.Новикова можно посмотреть на его странице в сети: www.ANovikov.ru
|
|
||||||||||
|
Известный учёный, педагог и организатор науки акад.
Пётр Леонидович Капица [1894-1984] оставил после себя, кроме выдающихся
научных работ, технических решений, множества учеников и свои мысли, принципы
и подходы к организации и взаимодействию науки с просвещением, культурой,
производством и обществом в целом. Не проскользнёт ли сейчас у кого-то – мол, это
устарело… И правда, устарел ли А.С.Макаренко, устарел ли П.Л.Капица? Не пора
ли «задвинуть и забыть» Леонардо да Винчи и Микеланджело, Лобачевского и
Архимеда? Зачем мы вообще вспоминаем людей, давно живших, пытавшихся
разрешить противоречия своего времени, тоже ушедшего? Или всё же при этих
попытках порой удавалось найти какие-то подходы, правила жизни и труда, которые позволяют жить и
трудиться более радостно и успешно? |
|
|
|||||||||
|
|
Ответ на этот вопрос относительно П.Л.Капицы можно
попытаться определить самому, заглянув на подборки его текстов, например, на:
а) http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAPITZA.HTM б) Что говорил П.Л.Капица о… В
бумажном виде под полемическим названием «Всё простое - правда» эта книжка
была выпущена в МФТИ к 100-летию со дня рождения акад. П.Л.Капицы
[1894-1984]. Если сказать коротко, то «Не помнящие
прошлого обречены повторять его» (Джордж
Сантаяна) Конечно, многие оценки, примеры, правила жизни обретают
полный смысл и значение, лишь когда вполне подкреплены личным примером
(подробнее см., например, у В.В.Кумарина). И надо сказать, что у П.Л.Капицы
такой пример был! |
|
|||||||||
|
Кстати,
точные даты жизни акад. П.Л.Капицы [9.7.1894-8.4.1984] легко запомнить.
Присмотритесь – он родился почти в одно и то же число – 8 (восьмое) – первый
раз восьмёрка – как среднее число между 9 и 7. Родился в июле - на верхушке, в расцвете
лета. Ушёл в канун близкого (если не родного) для Физтеха Дня авиации и
космонавтики. Прожил ровно 90 лет. Четвёрка на конце года рождения (и
четвёртый месяц апрель) – это, по-восточному (точнее, по распространённым в
Китае, Японии и окрест воззрениям буддизма и синтоизма), знак квадрата
(земли), из которой появляется всё сущее во Вселенной (как из вакуума по
современным физическим представлениям…) - именно поэтому большинство
восточных игр (шашки, шахматы, нарды, го, танграм) имеют квадратную доску
(или поле), а в оригами складывают бумажные фигурки преимущественно из
квадрата…
|
|
||||||||||
|
Владимир Гурвич. Человек-невидимка («Недельное обозрение, 25.04-4.5.03)
Н. Константинов: “Между
олимпийскими успехами и уровнем образования в стране почти нет связи...”
// Педагогический калейдоскоп”, 1995, № 24(76). |
|
||||||||||
|
Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания (как
создавалась отечественная школа). («Вопросы
философии», 1990, № 5, с. 47-60).
В. Пекелис. Чудо-счётчики // Техника-молодёжи, 1974, № 7. Гончар Д.Р. Курить
- здоровью вредить? Об ущербной пользе курения
(Обнародовано в метод. прил. «Сто друзей» к «Учительской газете» в |
|
||||||||||
|
Подводя некоторые итоги издания журнала (немного
статистики)
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||