Человек-невидимка

Именно он сильно вредит экономике страны

Владимир Гурвич,

«Недельное обозрение», 25.04-4.5.03, с. 3.

Председатель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс как-то пожаловался, что некому разрабатывать проекты новых электростанций. Остались хорошие специалисты лишь очень преклонного возраста. Достойной замены им нет. И это проблема сегодня не только в энергетике. Предприниматели хором жалуются, что не могут подыскать специалистов требуемой им квалификации.

 

 

Похоже, на страну накатила новая беда. Эксперты привыкли сетовать на слабость нашего банковского капитала, на изношенность основных производственных фондов. А о том, что происходит коррозия главной опоры экономики – человеческого капитала – говорят редко. Хотя проблема эта уже сейчас должна стоять в списке приоритетов государства на первом месте.

Капитал человеческий имеет две характеристики: количественную и качественную. Сначала о первой.

За реформы страна заплатила дорого. Людские утраты сопоставимы с потерями в большой войне. Особенно тяжёлая ситуация была в начале 90-х годов. Уровень смертности возрос примерно на 50 процентов, существенно сократилась продолжительность жизни, резко пошла вверх кривая самоубийств. После кризиса 1998 года негативные тенденции снова стали нарастать.

В итоге в России снижается численность населения. Недавно вице-премьер правительства Алексей Кудрин заявил, что если в стране будут возрастать темпы экономического роста, придётся привлекать рабочую силу из-за рубежа.

Можно ли снизить уровень смертности? В Финляндии лет 25-30 назад ситуация в чём-то напоминала российскую. Но, благодаря энергичным мерам по изменению режима питания и медицинской профилактике среди населения, удалось остановить наступление старухи с косой.

Наши реформы начала 90-х выбросили с насиженных мест миллионы людей. Их знания и навыки в миг оказались невостребованными. Одни граждане укрылись от жизненных невзгод на дачных участках, другие срочно переквалифицировались в «челноков», официантов, овладели профессиями, не требующими глубоких специальных знаний. В итоге инвестированные государством в образование этих людей немалые деньги перестали приносить доход. Подсчитать точно, какие при этом страна понесла убытки, невозможно, но ясно, что они огромны.

Практически из созидательной сферы выпал целый пласт населения, к тому же в значительной степени имеющий высокий образовательный уровень. Такие вещи для общества просто так не проходят.

Вторая характеристика – качественная. То есть самое время взглянуть, какой человеческий капитал мы готовим сейчас для будущего.

Существуют рейтинги участия школьников и студентов из разных стран в международных олимпиадах по различным дисциплинам. Увы, высокими достижениями мы здесь не отличаемся. Наши показатели, как правило, на 6-8 процентов ниже средних. Подчеркнём: не лучших, а средних.

В чём причина таких результатов? Как полагает первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон, одно из объяснений этому – ориентация учащихся не на освоение знаний, а лишь на запоминание. В мире же ценится способность человека гибко их использовать и постоянно осваивать новую информацию. На сегодня – это важнейшее качество человеческого капитала.

Уровень этого качества формируется, прежде всего, в образовательной системе. От её направленности зависит очень многое. По мнению Льва Якобсона, наше образование сегодня можно сравнить с Ноевым ковчегом, где, как известно, было каждой твари по паре. Положительные элементы соседствуют с отрицательными. Например, в среднем на одного учителя у нас приходится 13-14 учеников, а в странах ЕС – 16. Вроде бы хорошо. По насыщенности учебной программы мы идём едва ли не впереди планеты всей. Вроде бы ещё лучше. Зато степень усвоения материалов нашими школьниками весьма низкая, что косвенно подтверждают и результаты олимпиад.

Ещё один весьма знаменательный штрих. За период 1990-2000 годов при снижении общего количества школьников на 10 процентов, число студентов ВУЗов возросло на 68 процентов. Одновременно существенно возросла и численность преподавательского корпуса. Такую тягу к высшему образованию можно было бы только приветствовать, кабы ни несколько обстоятельств.

Значительная часть юношей идут в ВУЗы с единственной целью «откосить» от армии. Им всё равно куда поступать. С другой стороны, высшие учебные заведения стараются искусственно увеличить набор студентов, чтобы «загрузить» преподавателей и выбить дополнительное финансирование. Это снижает требования к отбору абитуриентов. У нас на одного преподавателя студентов в 1,4 раза меньше, чем в США и в 2,1 меньше, чем в Турции.  К сожалению, этот показатель свидетельствует не о качестве образовательного процесса, а об его нерациональности. Любопытный опрос не так давно проведён ВЦИОМом. Респонденты отвечали на вопрос: нужно ли высшее образование? 64 процента ответили, что нужно, но только 32 процента работают по специальности, указанной в дипломе. Иными словами, мы опять же крайне нерационально используем те скудные средства, которые выделяются на образование.

Особая тема – состояние профтехобразования. Правда теперь такие училища получили красивое название «колледжи». Однако это мало помогает решению проблемы, здесь положение близко к катастрофическому. Поиск квалифицированных рабочих становится для предприятий настоящей головной болью.

В целом же в стране отмечается крайне тревожная тенденция: отъезд за рубеж наиболее квалифицированных специалистов и наплыв из стран ближнего зарубежья плохо образованной и плохо подготовленной рабочей силы.

Согласно оценкам ряда экспертов, инвестиции в образование в Советском Союзе были не слишком эффективны. Но тогдашняя образовательная система имела одно большое преимущество: она была очень точно сориентирована на потребности существовавшей экономики.

По словам Льва Якобсона, нынешняя же образовательная система носит ярко выраженный «корпоративный характер». То есть, прежде всего, заботится не о том, чтобы поставлять экономике нужных ей специалистов, а о собственном выживании. Если на Западе бизнес давно осознал, что инвестиции в знания – это на самом деле инвестиции в своё настоящее и будущее, то у нас, за исключением немногих случаев, бизнес и образование никак не связаны между собой.

Качество человеческого капитала – главный фактор успеха любых экономических преобразований. Многие государства не могут выбраться из бедности и отсталости исключительно по этой причине, несмотря на огромную иностранную экономическую помощь. Ещё недавно проблема нашей страны заключалась в порочной экономической системе, а не в человеческом факторе. Сейчас государство словно разучилось видеть человека и вкладывать деньги в его развитие. Поэтому всё явственней вырисовывается картина, когда современные рыночные механизмы оказываются невостребованными из-за того, что многие граждане просто не в состоянии ими воспользоваться. Не хватает умения осваивать новое.

Причём, не только миллионам пенсионеров и домохозяек, но и постоянным клиентам всяческих ВИП-залов и апартаментов.