Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

Оригами в школах Японии и на Западе

Складывание из бумаги существовало в школах во всём мире с конца XIX века. В Европе, в Южной Америке, в Великобритании, в Северной Америке и в Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Фридриха Фрёбеля. Фридрих Фрёбель, немецкий педагог и последователь Песталоцци (прим._1), первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения основам геометрии. После смерти Фрёбеля в 1852 году его последователи деятельно использовали складывание бумаги не только как мате­матический приём, но также как особый путь творчества.

Складывание из бумаги распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во вни­мание объяснения Фрёбеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Без надлежащего понимания складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. И ни о каком творчестве речь идти, конеч­но, не могла.

В Японии идеи Фрёбеля соединились с японским традиционным оригами. Более древняя история бумажного складывания в Японии позволила использо­вать множество изящных фигурок. И до сих пор в Японии существуют альбомы с перечнем фигурок, по которым работали педагоги в конце XIX - начале XX веков.

Проблема использования оригами в школе состояла в том, что и в Японии, и на Западе педагоги, работавшие по методике Фрёбеля, полностью игнорирова­ли возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ Унамуно в Испании и Акира Йошизава в 1940-х годах в Японии не начали созда­вать собственные оригамные модели. Йошизава назвал это «творческим скла­дыванием».

Расцвет складывания в школах приходится на период от 1880-го до 1914 г. К концу этого периода оригами расценивалось как нечто чужеродное в школьной программе, и его перестали ставить в учебный план. С 1918 года на Западе бу­мажное складывание практически исчезло. Место оригами заняли занятия живо­писью и лепкой из глины. Несмотря на это, в 1937 году в Лондоне выходит заме­чательная книга Маргарет Кэмпбел «Изготовление бумажных игрушек».

В Японии отношение к использованию оригами в школе также менялось. Акира  Йошизава писал, что в 1920-х годах в Японии оригами как школьный предмет подверглось яростной критике, потому что детей обучали лишь складыванию классических моделей.

Дурная слава об оригами в качестве школьного предмета усилилась после Второй мировой войны. И даже ЮНЕСКО проявило интерес к этому вопросу. В 1954 году на международной научной конференции ЮНЕСКО по вопросам искус­ства и ремёсел в образовании прозвучал категорический протест против вклю­чения оригами в список образовательных программ по искусству. И это неуди­вительно. Ведь в те времена оригами, в основном, основывалось на бесконечном повторении традиционных моделей.

Йошизава писал в том году: «Любопытно, что японцы до сих пор восприни­мают оригами как детскую игрушку, в то время как оригамное общество в осталь­ных странах складывается из студентов и профессоров. Не говоря уж о возникно­вении множества центров оригами. Я опасаюсь, что оригами однажды станет более популярным за границей, чем дома, в Японии».

Успех преподавания оригами в школе зависит, в первую очередь, от высоко­квалифицированных и преданных педагогов. К сожалению, обычный школьный учитель не имеет необходимых навыков. Оригами не преподают в педагогических училищах и институтах. И учитель, использующий оригами на своих занятиях, про­сто пролистывает книгу со схемами оригами перед уроком, чтобы через не­сколько минут показать фигурку ученикам. Конечно, сегодня есть и множество учителей, по отдельности прошедших особое обучение, и их навыки в пре­подавании оригами приносят огромную пользу на занятиях. Но таких учителей в мире пока очень мало.

При этом нельзя забывать, что творческие возможности детей огромны. Вот не­большой пример. В 1970-х годах Роберт Харбин показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому британскому телевидению. Дети пос­ле программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими само­стоятельно. Количество моделей, придуманных детьми в возрасте от шести лет и даже младше, потрясло Харбина. Он стал постоянно представлять эти моде­ли в телевизионных программах. А в 1977-м Харбин даже издал собрание детс­ких моделей в книге названной «Have Fun with Origami» («Развлекайся с орига­ми»). Эта книга наиболее яркий пример того, как много упущено теми педагогами, которые не смогли почувствовать возможности творчества на уроках оригами.

Однако все модели, присланные детьми Харбину, были созданы дома, а не в школе. Создание оригамной модели требует сосредоточенности и достаточного времени, что невозможно на уроках. Даже такой замечательный оригамист, как Эрик Кенневей, художник и школьный учитель, увидел множество сложностей в обу­чении оригами на уроках в школе. Кенневей, озабоченный подбором различных ремёсел для преподавания в школе, познакомился также и с оригами, написав в Нью-Йорк Лиллиан Оппенгеймер. Он был очарован оригами и вскоре начал со­здавать собственные модели. Однако он не считал оригами подходящим пред­метом для обучения детей в школе. Он говорил: «Я не думаю, что оригами может занять достойное место в школьном курсе. Ведь дети просто повторяют то, что делает учитель. В оригами требуется определённый уровень наработки особых навыков. Если же ребёнок лишён этих навыков, его модель будет выглядеть неуклюже и такая фигурка будет бесполезна. Однако складывание в маленьких группах со способными детьми - это замечательно».

Сотни учителей-энтузиастов в разных странах пробуют сегодня применять оригами в школах. И прежде чем оригами займёт достойное место в школьной программе, придётся преодолеть большое число проблем. Оригами действитель­но имеет множество достоинств для наработки определённых навыков и качеств у детей. И остаётся надеяться, что сегодня у нас есть достаточно опыта и знаний, чтобы развить оригами как необходимый предмет в учебной программе школ.

Дэвид Листер, Англия           

Примечания.

1. О классиках природосообразной педагогики можно посмотреть в статье проф. В.В.Кумарина «Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе».

2. О самом Ф.Фрёбеле см. также статью Афонькин С.Ю. Фридрих Фрёбель – первый европейский педагог-оригамист // сб. трудов I Всеросс. пед. конф. «Оригами и Педагогика». М.:Аким, 1997. С. 9-17.

 

 

:  Флексагоны

 

⇦:  Кому нужен журнал "Оригами" в России?

⇧ (Оглавление № 30)