Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

 

Шерри Левис и Лиллиан Оппенгеймер

 

Для большинства американцев старшего поколения имя Шерри Левис связано с телевизионными шоу, в которых она показывала удивительную работу с неболь­шими куклами-марионетками, совсем маленькими, не больше указательного пальца. При этом Шерри представляла искусство чревовещания. Но оригамистам это имя хорошо знакомо также и

Лиллиан Оппенгеймер

 

 

в связи с её деятельным участием в деятельности Центра Ори­гами в Нью-Йорке, дружбой с «первой леди оригами» Лиллиан Оппенгеймер и их со­вместными книгами по оригами.

Лиллиан вышла замуж за Гарри Оппенгеймера в 1954 году. Это была очень сильная любовь, и Лиллиан с Гарри все делали вместе: от слушания музыки до путешествий по миру. По субботам они имели обыкновение смотреть детское шоу, в котором одной из звёзд программы была Шерри Левис. Лиллиан была очарована Шерри, и у неё возник­ло желанием овладеть искусством чревовещания. И благодаря одному из друзей ей удалось встретиться с Шерри. Шерри посоветовала ей лучшего преподавателя, и Лиллиан, желая самостоятельно оплачивать эти уроки, устроилась на работу в боль­шой универмаг.

Основной страстью Лиллиан оставалось оригами. Но она часто совмещала два своих увлечения, складывая для детей птиц и животных и заставляя фигурки разговаривать.

Центр Оригами в Нью-Йорке был создан 6 октября 1958 года и с самого начала его деятельности регулярно выходил информационный бюллетень «Origamian». Среди почётных членов центра мы можем увидеть имя Шерри Левис и Ричарда Бруно, препо­давателей Лиллиан по чревовещанию.

Лиллиан рассказывала, что Шерри очень полюбила оригами и с радостью исполь­зовала бумажные модели в своих телевизионных шоу, так как маленькие фигурки пре­красно подходили для представлений на столе. Шерри отмечала, что появление оригамных фигурок в шоу во много раз увеличило количество писем, получаемых ею ежедневно.

Через год или два после открытия Центра Оригами Шерри обратилась к Лиллиан с предложением совместно написать книги о бумажном складывании и кукольном теат­ре. К тому моменту сама Шерри была вполне успешным автором, опубликовавшим уже почти 50 книг. И она была уверена в успехе этого проекта. Лиллиан с готовностью согласилась, но фактически именно Шерри написала книгу, а Лиллиан лишь подобра­ла соответствующие модели.

Гарри Оппенгеймер умер рано, в 1962 году. И книга «Складывание бумажных ку­кол», созданная усилиями двух замечательных женщин, Лиллиан Оппенгеймер и Шер­ри Левис, и вышедшая в этом же году, была посвящена «Светлой памяти Гарри Оппен­геймера».

Вслед за первой книгой появились ещё две - «Складывание бумажных игрушек» в 1963 году и «Складывание бумажных масок» в 1965 году. Последняя книга включала работы Джузеппе Баджи, талантливого оригамиста, постоянно посещающего встречи в Центре Оригами.

Благодаря рекламе этих книг, Лиллиан была приглашена на телевидение и вскоре стала известна как «Оригамная леди». Другим гостей этой студии стала Эллис Грей, благодаря чему замечательные оригамистки познакомились и подружились.

Смерть мужа очень повлияла на жизнь Лиллиан. Она переехала в Greenwich village. И там однажды она столкнулась с рекламой представления кукольного бумажного те­атра, идущего недалеко от её дома. Лиллиан отправилась туда. И её интерес к соеди­нению оригамных фигурок и чревовещания вновь разгорелся. И даже на некоторое время кукольный театр почти заслонил её интерес к оригами. Лиллиан организовала кукольный театр у себя дома и часто устраивала спектакли для всех желающих. Она стала одним из основателей Гильдии кукольных театров Нью-Йорка. Однако она не бросала и работы в Центре Оригами и раз в месяц проводила специальные сессии на «Оригамных понедельниках». И именно эта её деятельность в области пропаганды и развития оригами останется в памяти многих оригамистов.

Ниже мы публикуем несколько традиционных моделей, использованных Лиллиан Оппенгеймер и Шерри Левис в книгах «Folding Paper Toy» (Складывание бумажных игрушек) и «Folding Paper Puppets» (Складывание бумажных кукол).

Девид ЛИСТЕР, Англия.

 

 

 

: Янг Дин

: Флексагоны

(Оглавление № 30)