Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

Янг Дин

 

 

Молодого американца Янга Дина можно отнести к новому поколению оригамистов, для которых искусство бумажного складывания - это искусство с большой буквы. На меньшее они не согласны. Янг Дин буквально ваяет из бумаги. В под­свеченных приглушённым светом фигурах трудно заметить их бумажное проис­хождение. Они похожи на африканские тотемы или статуэтки из древних гроб­ниц, от них веет суровой таинственностью и потусторонней энергетикой. Даже имя их создателя мало соотносится с образом молодого архитектора, проекти­рующего интерьеры фешенебельных офисов, но больше - с образом индийского йога-факира или сухопарого буддистского монаха. Как выяснилось, мы недалеко ушли от истины. Янг Дин верит в Будду Сидхартху, хотя, по его словам, настоя­щий буддист должен ходить в храмы чаще. Но там, где живёт наш герой, не стро­ят пагод: Америка - не Вьетнам, где Янг родился и вырос. Странные случаи происходят порой в жизни: страна, которая отняла у человека детство, стала его второй родиной.

Подобно многим, Янг Дин познакомился с оригами в детстве. Бумажные са­молётики и лодочки складывали даже во время войны США против Южного Вьет­нама. «Дежа вю» посетило его в Америке, когда он зашёл в книжный магазин и обнаружил там книгу по оригами, которую ему покупали родители 20 лет назад! Зима в тот год (1996) выдалась снежная и морозная. Отправленный в двухднев­ный отпуск и потому мучимый бездельем, Янг раскрыл приобретённую накануне книгу и стал складывать. Через несколько часов он взял все сложенные модели, разложил их на снегу и сфотографировал на память. Так состоялось возвраще­ние Янга к оригами. А ведь можно сказать, что оригами возвратило его к себе!

Впервые о нём заговорили после того, как он представил постоянным посети­телям телеконференции Origami-L модель Брюса Ли, известного своими филь­мами мастера восточных единоборств. Затем последовала целая подборка под на­званием «Мастера Дзен-буддизма». По словам Янга, для него не существует строгих правил в оригами. Оглядываясь на современных классиков, таких, как Йошизава, Флодерер, Жуазел, Ля Фосс, он просто... играет бумагой, складыва­ет, повинуясь её голосу. При этом стремится, чтобы его изделия были как можно проще. «Мне нравится складывать простые, но выразительные поделки. А как на­счёт света? Если смотреть на изделие, освещённое под определённым углом, то мы можем увидеть совершенно иную картину. Порой смотришь на поделку, кото­рую только что сложил, и неожиданно обнаруживаешь в ней какие-то новые чер­ты, которые возникли сами собой. Может быть, каждое изделие, как и каждое про­изведение искусства, живёт своей собственной жизнью?»

Мокрое складывание - один из любимых приёмов Янга. Ещё бы: ведь в основ­ном он работает с плотной бумагой, изготовленной вручную. На этой, казалось бы, хорошо изученной стезе он стал первым, кто в качестве рабочего материала стал использовать... обычные столовые салфетки, материал нежный и весьма ненадёжный. «Применяя мокрое складывание, - рассказывает Янг, - для увлаж­нения листа бумаги вместо распылителя я использовал мокрую салфетку, кото­рую после завершения работы обычно выбрасывал. Однажды во время обеда на работе я проводил опыты с влажной салфеткой. На следующий день обнару­жил, что она всё ещё лежит на моём столе, но уже высохшая и принявшая удиви­тельно чарующий облик. Мне понравилось это! Я тут же взял новую салфетку и... так получилась моя первая маска! Из салфетки! Затем я стал складывать из тон­кой, сделанной вручную бумаги, которая после смачивания под струёй воды и отжимания становилась похожей на тонкую ткань. Единственная сложность - как сохранить сложенные из такого нежного материала изделия».

Евгений Фридрих, Новокузнецк

 

 

: Ханс Биркланд

: Шерри Левис и Лилиан Оппенгеймер

(Оглавление № 30)