Оригами № 4(14) 1998

 

 

 

Эрик Жуазел

Имя французского художника-оригамиста Эрика Жуазела стало появляться на страницах оригамских журналов в разных странах мира совсем недавно — буквально пару лет назад. И всегда рядом с этой фамилией стояли восхищённые эпитеты. Авторы заметок писали о «замечательных», «выдающихся работах», о «новой появившейся звезде», о «гениальном художнике бумаги»... Все это было тем более интригующим, поскольку, как следовало из

Eriс Joisel

 

 

заметок, Эрик — человек средних лет, и, следовательно, до этого времени развивался как художник вне рамок международного ори­га­мского движения.

В прошлом году в Англии, во время празднования 30-летия Британской Ассоциации Оригамистов, с ним удалось, наконец, повидаться и взглянуть «в живую» на его творения из бумаги. Они действительно впечатляют. Глядя на его Броненосца (которого с биологической точки зрения вернее было бы назвать Панголином), или на Улитку с закрученной спиралью раковиной, верится с трудом, что эти бумажные скульптуры сделаны из одного квадрата бумаги. И только трепетно взяв их в руки (с разрешения автора), убеждаешься, что всё честно — ни надрезов, ни склеек...

Особенно впечатляют маски Эрика. Глядя на них, видишь, что это уже не привычное нам складывание с правильными и прямыми линиями сгибов, а скорее свободная лепка из бумаги объёмных пластических форм. На вопросы, как ему удаётся достигать таких потрясающих результатов, Эрик со свойственным многим французам юмором отвечает: «Всё просто! Я беру большой квадрат, затем немного смачиваю его, мысленно намечаю на нем середину и резким движением пришлёпываю себе на лицо, стараясь попасть носом в центр. Потом остается пришлёпать бумагу к поверхности моего лица — и маска готова!»

Если же говорить серьёзно, то изобразить процесс работы над такой маской с помощью чертежей так же трудно, как зафиксировать работу профессионального скульптора — нигде в мире таких указаний вы не найдёте. Надо смотреть за работой художника и пробовать самому. Другого пути нет. Пока, насколько нам известно, Эрик не принимает желающих в ученики. Он и сам, по его же словам, пока лишь путник на дороге к истинному мастерству. К своей работе он подходит очень тщательно. Для каждой своей скульптуры он старается как можно более тщательно подобрать нужный сорт бумаги, с определённой толщиной и фактурой. Каждая его законченная работа — настоящее произведение искусства. Недавно его оригами наравне с моделями других известных мастеров (и, кстати, вместе с фигурками Акиры Йошизавы) выставлялись в Лувре.

Как и многие настоящие художники, погружённые в мир творчества, Эрик живет небогато. Ему нечасто удаётся продавать свои бумажные шедевры. Таков был путь многих талантливых художников. В начале карьеры их полотна или скульптуры с трудом находили покупателей, зато потом уходили с известнейших аукционов за огромные суммы. Интересно, какова будет судьба произведений Эрика?

 

 

 

 

 

 

 

: Крыса Жуазела

:  Морская черепаха

(Оглавление № 14)