Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

 

Кому нужен журнал "Оригами" в России?

 

 

 

Что же такое оригами в России, каким ему быть? В 1996 году, на страницах второго номера жур­нала был дан ответ. Тогда казалось, что и тут у нашей страны "особенная стать", свой путь разви­тия. "Особенностью" отечественного искусства складывания, виделась его педагогическая направ­ленность. Так уж получилось, что большинство взрослых российских оригамистов были педагога­ми, а юные складыватели - их учениками. Не случайно поэтому некоторые рубрики нашего журна­ла были о преподавании оригами и о начинающих. Сам журнал позиционировался как издание для педагогов и школьников.

Однако, если внимательно посмотреть по сторонам, то подобная закономерность характерна (в России) не только для оригами. Спортом, например, у нас тоже, в основном занимаются дети и их тренеры. Кружки и секции, художественная самодеятельность - опять же на хрупких детских пле­чах.

Главной особенностью оригами за рубежом является его кулуарная, клубная деятельность. Сами фигурки - только повод для общения. На конференции едут не для того, что бы получить "справку" о повышении квалификации или диплом "мастера оригами" (как случается у нас). Приезжают просто пообщаться с себе подобными. На других посмотреть и себя показать.

Российский журнал оригами, последний номер которого перед вами, издавался на деньги под­писчиков. На самоокупаемость он так и не вышел, т.е. был для издательства убыточным. На первый номер (т.е. заочно, не видя ещё ни одного журнала) подписалось 2800 человек. От полугодия к по­лугодию число подписчиков снижалось. На номер, который вы читаете, подписалось 796 человека. Из них 3 из дальнего зарубежья, 58 из СНГ - Украина, Белоруссия, Казахстан (4), Киргизия (2) и Туркмения (1). Плюс 57 человек - редакционная подписка.

Последние четыре года подписка на журнал была адресной. Рассматривалось не только количе­ство подписчиков на журнал из той или иной области, но и их личностный портрет. Так, например, около 1/3 подписчиков - это библиотеки. Ещё примерно 10% - юридические лица. Как правило, это были наши постоянные читатели. "Замещение" отдельных подписчиков от полугодия к полугодию достигало 70-80%.

Таким образом, продляли подписку на наш журнал только 2-3 отдельных подписчика из десяти! Полторы-две сотни постоянных читателей журнала были в меньшинстве. Наличие (или отсутст­вие) клуба оригами в регионе на число подписчиков, как правило, не влияло. Например, в Чебокса­рах или в Курске есть клубы оригами, а на всю Чувашию и Курскую область соответственно 4 и 2 подписчика...

В этом есть и большая вина издательства - многих отпугивала задержка с получением очередно­го номера журнала. Но основная причина - в другом. Сейчас в любом книжном магазине можно ку­пить (по цене соизмеримой со стоимостью журнала) толстую книжку по оригами и удов­летворить свою любознательность.

Большинство зарубежных журналов оригами издаются национальными объединениями и клуба­ми на членские взносы оригамистов и распространяются исключительно среди них. Это скорее журналы не об оригами, а о самих объединениях, их мероприятиях и членах. Значительную часть журналов занимают тексты и фотографии. Схемы немногочисленных работ печатаются "в перво­зданном виде", как ксерокопии авторских чертежей, без каких либо пояснений...

Около семидесяти российских военно-исторических клубов в начале сентября устраивают кос­тюмированную "Бородинскую битву". Пушки, ружья, экипировка - всё как 190 лет назад. Общая численность "армий", в прошлом году, составила более 1200 солдат, в том числе 150 кавалерии (на лошадях). Каждые пять лет в Бельгии происходит подобное сражение - битва при Ватерлоо с уча­стием шести тысячи воинов. Отличия в "представлениях" есть, но общего больше. Прежде всего, это хорошо организованное самодеятельное творчество трудящихся в свободное от основной работы время.

В отечественном оригами тоже не следует искать исключительно российский путь развития. Журнал, если он нужен российским оригамистам, скорее всего, должна издавать их общественная организация и направляться он должен её членам.

В завершении хочу поблагодарить всех читателей журнала, авторов писем и моделей, всех кто оказывал ему посильную помощь. Особое спасибо главным редакторам журнала и тем, кто помо­гал нам его распространять. Только благодаря вашим усилиям и воодушевлению жизнь нашего журнала смогла продолжаться столько времени.

С наилучшими пожеланиями, директор издательства "Аким"

Никулин Андрей

Р.S. Подписка на журнал "Оригами" на 2-е полугодие 2002 года аннулирована. В декабре прошлого года 265 подписчиков должны были получить заплаченные деньги обратно (на почте, где оформлялась подписка).

За разъяснениями по вопросу возврата денег необходимо обращаться в "Роспечать"

 

 

 

⇨:  Оригами в школах Японии и на Западе

||⇦:

⇧ (Оглавление № 30)