Складка+складка: ещё шаг к осознанию красоты

(IV Международная выставка оригами в Киеве)

С 8 по 14 декабря 2003 г. в киевском планетарии при поддержке общества «Знание» Украины, Украинского государственного центра творчества учащейся молодёжи, посольства Японии на Украине и Национального фонда защиты матерей и детей «Украина - детям» и под руководством Киевского клуба оригами прошла очередная, IV Международная выставка-конференция оригами по теме «Цивилизация».

В ней приняли участие целый ряд коллективов из дворцов детского творчества, клубов японской культуры, центров оригами, издательств из Донецка, Киева, Кишинёва, Москвы, Одессы, Першотравинска, Полтавы, Черкасс, Чернигова. В рамках выставки состоялся плодотворный обмен опытом складывания и преподавания оригами. Успевшие появится к IV Выставке спонсоры помогли напечатать красочные плакаты-объявления и обеспечили заинтересованных приобщиться к оригами посетителей прямо на выставке качественной цветной бумагой, для чего было выделено несколько специальных столов для складывания и дежурили преподаватели-консультанты.

Характерное для оригами богатое разнообразие моделей по тематике, сложности и трудоёмкости, которое обеспечивает самую тонкую настройку на природные способности, личный опыт, интересы и подготовку как ученика, так и учителя, даёт возможность и в коллективе заниматься с каждым по «индивидуальной образовательной траектории» (А.С.Макаренко), в полной мере проявилось и здесь: Н.Г.Ярёменко из Полтавы, известный многим по своим публикациями в журнале «Оригами», показывал целый ряд геометрических фигур из своих  модулей, причём не только из бумаги, но и из пластика: сверкающие, переливающиеся в лучах дневного света фигурки похожи на леденцы и производят большое впечатление, особенно на младших школьников. Ряд из моделей представляют из себя своего рода конструктор-головоломку, так что на них можно не только любоваться, но и тренироваться. Нечто похожее, только попроще, сейчас попробовали выпустить в России. Может быть, и Николай Григорьевич, наконец, найдёт производителя для своих изобретений.

Целый ряд экспозиций представлял собой не просто набор отдельных моделей, а целые сцены из бумажных персонажей: подвешенный в воздухе дирижабль (из модулей для кусудам) и рядом - фигурки парашютистов под парашютами (последние - из тех же одиночных модулей). Паровоз, ползущий по рельсам из бумаги среди бумажных деревьев к бумажной станции с её домиками и семафорами, один из традиционных японских праздников, зарисовка на египетскую тему - с пирамидами, верблюдами, пальмами, сфинксом..., католический храм с бумажными арками и фигурками монахов и, конечно же, Будда среди лотосов на фоне горы (видимо, также священной), шахматы из бумаги - от доски из переплетённых полос до полного набора фигур-оригами. Привычными разделами выставок по оригами стали открытки-оригами и сложенные из бумаги маски.

Внимание посетителей привлекли удивительные и очень декоративные модели, сложенные на основе одного-единственного треугольного модуля оригами: несколько видов лебедей, ваза, ананас, черепаха, ёжик, стрекоза и снеговик, а из Черкасс прислали полуметровые бунчук и булаву из того же модуля - и здесь уже освоение искусства и творчества соединяется с деятельным познанием истории своей страны.

В целом можно сказать, что оригами развивается на Украине и в Молдове достаточно уверенно, чему весьма способствует достаточно разнообразная и более-менее доступная литература из России и, в меньшей степени, изданная в самой Украине (почти отсутствует) и из дальнего зарубежья (очень дорого, с дотациями, а порой даже с доплатами с Запада устойчиво идут только проверенные средства субкультуры по ослаблению и расколу соперников по мировому рынку: порнография и пошлословие, труды по разжиганию и «обосновыванию» междоусобиц с соседями, фильмы и игры а ля «жги-ломай» и пр. – включите телевизор и убедитесь в этом сами. Один из видов оплаты здесь – через размещение дорогостоящей рекламы любой степени «глупости» на «понимающем нужды клиента» канале).

Область применения, как и в России - преимущественно учреждения дополнительного образования и клубы любителей (рукоделия, японской культуры). Преимущества включения оригами в основную школьную программу, также как и у нас, малоизвестны,  отчасти не осознанны, отчасти блокируются образовательным стандартом.

Характерно, что одним из документов выставки-конференции стало принятие обращения к небольшому частному российскому издательству, с 1996 по 2002 год выпускавшему журнал «Оригами», с просьбой о возобновлении выпуска этого издания, который «помогал нам в работе, был источником новостей в оригамском мире, мы знали о выставках, о новых книгах, обменивались опытом». Участники отметили, что «Нам необходимо такое издание, которое нас бы объединяло, было бы центром, куда стекалась бы информация от центров республик и разных городов». Характерно в том плане, что о том, чтобы подобное издание по эффективнейшему, безопасному и доступному направлению народного оздоровления, просвещения и культурного отдыха взяло бы под своё крыло государство, не мечтают даже самые молодые и горячие головы.

Фотографии представленных на выставке оригами можно посмотреть на сайте Киевского клуба оригами.

В ноябре 2004 года планируется V, юбилейная Киевская выставка по оригами и, примерно в то же время - VII Сибирская конференция «Оригами в учебном процессе» при участии ОмГУ и Омского центра оригами (справки по адресу: 644112, Омск, а/я 1637, Белим Светлане Николаевне, не забудьте вложить конверт для ответа). Приглашаем!

Дмитрий Гончар