Прошла очередная, VI Сибирская конференция

«Оригами в учебном процессе»

С начала ХХ века отмечается достойное огорчения планомерное снижение средних показателей физического, умственного и душевного здоровья россиян. Профессор МФТИ Л.Д.Кудрявцев вспоминает, что задача по математике, которая предлагалась офицерам на вступительных экзаменах в Академию Генштаба до Октябрьского переворота, в середине века уже считалась сложной студентами элитных математических вузов столицы.  В тоже время привычная для полуголодного поколения послевоенных студентов 50-часовая учебная неделя сейчас даже на Физтехе воспринимается как нечто сверхъестественное, и студенты стонут уже при 30-часовой недельной нагрузке. А нынешний поведенческий «психоз» не замечать становится просто сложно, поскольку он весьма деятельный.

Научный, основанный на фактах и законах генетики и кибернетики подход к этой отнюдь не только педагогической проблеме (известно, что война, здоровье и просвещение – слишком серъёзные дела, чтобы доверять их соответственно только военным, медикам или педагогам) подсказывает, что букет решений её предпочтительно искать на пути большего соответствия народного просвещения законам Природы, как сейчас говорят, природосообразности. На важнейшую и широкую область такой работы - гармоничное соединения мысли и движения, иными словами – деятельностное познание мира в самых разных школьных занятиях от биологии  до математики указывал ещё в 1918 году в «Концепции единой трудовой школы» акад. А.В.Луначарский. «По Луначарскому» ныне работают школы буквально всех ведущих стран мира. В сплошь компьютеризированной Японии, например, даже сложение и вычитание в младших классах школы осваивают не на бумажке, а на восточной разновидности бамбуковых счёт – соробане, этикет - на ежедневных школьных обедах-церемониях, ухаживают за растениями на биологии, а самые сложные виды мышления и воображения – пространственные – по обычаю подкрепляют не абстрактными и малодоступными 85-90% школьникам теоремами, а вполне предметным складыванием из бумаги – оригами. Конкретные соотношения и эффективность разных подходов соразмеряют, естественно, не с собственными амбициями, а с итогами обучения и той ценой, что они достались как школьникам, так и их родителям и учителям.

Выводы японских специалистов о том, что занятия оригами снимают избыточное нервное напряжение, поддерживают естественный, гармоничный (а потому куда более быстрый) рост памяти, внимания, речи, усидчивости и целеустремлённости, интереса к учёбе в целом и притом воспринимаются детьми как захватывающая игра, от которой не хочется отрываться, подтвердили и исследования специалистов Омского и Ростовского-на-Дону классических университетов, которые, в частности, были доложены уже на первых двух Сибирских конференциях «Оригами в учебном процессе» в г. Омске (97-98 гг.).

Стартовавший в 1996 году выпуск журнала «Оригами», организация Всероссийской конференции «Оригами и педагогика» в СПб. в том же году, быстрый рост качества и количества выпускаемой по оригами и методике его преподавания литературы внушал большие надежды, сказавшиеся на многочисленности (несколько сот) и географической представительности состава участников первых конференций. До начала югославских бомбёжек в СПб. приезжали даже гости из Германии и Голландии. Однако многим из этих надежд не суждено было сбыться. На седьмом(!) году жизни утомился выходить на 31-м номере выпускавшийся небольшим частным издательством журнал «Оригами», следом увяла Питерская конференция и только в далёкой снежной Сибири, в месте слияния могучего Иртыша и Оми продолжает гореть объединяющий костёр российской педагогической мысли в области оригами.

Так и на прошедшей 24-26 марта, в дни весенних школьных каникул, VI Сибирской конференции было заметно, что первая волна энтузиазма схлынула, а продолжается планомерная и трудоёмкая работа повседневного просвещения. Участники конференции – в основном из самого Омска и его окрестностей, по одному залётному гостю из Астаны и из Москвы, заочно участвовали также представители Новосибирска, Малоярославца Калужской обл. и Москвы. В сравнении с десятком представленных на предыдущей конференции городов, включая представительную делегацию из Пермского педуниверситета, прямо скажем, не густо.

Но организаторы конференции ищут не объяснения, а способы разнообразить и сделать более доступными и привлекательными свои достижения. Уже пару лет приглашают участвовать в конференции заочно, с весьма скромным авторским взносом на печать и рассылку тезисов. Чуть ли не одновременно с Конференцией была основана Всероссийская заочная олимпиада по оригами, в проведении которой, как и конференции, помогают Омский ГУ, ГУ образования Омской обл., Областной дом учителя и, конечно, базовая для Омского центра гимназия № 139. Есть в Омске и педуниверситет, в нём тоже знают о деятельности Центра и включают элементы оригами в свои занятия.

Пару лет назад в ОмГУ и гимназии начали строительство посвящённых оригами сайтов. Ныне они доступны по адресу:

http://www.sch139.eduworks.ru/index.php?origami

А в этом году усилиями учителя математики гимназии 139 Н.П.Устиновой, информатики – Е.Г.Вещемовой и методического руководителя Омского центра оригами математиком С.Н.Белим был начат проект дистанционной обучающей олимпиады на сайте  http://www.dod.eduworks.ru/doom-origami//. Заходите, познакомьтесь!

Более подробно узнать о Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» и условиях участия в ней можно написав по адресу: 644 112, г. Омск, а/я 1637, мет. рук. Белим Светлане Николаевне. Если не затруднит, не забудьте приложить конверт с обратным адресом для ответа.

Дмитрий Гончар,  участник VI Конференции.