Об ущербной пользе курения

(обнародовано в газете «100 друзей» - мет. приложение

к «Учительской газете» в 2002 г., № 28,

под названием «Курить – здоровью вредить?»)

 

Да, именно о пользе курения должен думать каждый честный учитель, когда «не токмо на словесех, но делом» хочет помочь своим ученикам освободиться от этого подлого занятия, а ещё точнее - помочь им научить удовлетворять свои насущные природные потребности иным, менее накладным для здоровья способом, чем курение.

Именно неправильный, а если прямо сказать, вопиюще трусливо-невежественный подход к курению как исключительно вредному, не имеющему никакой пользы для человека занятию, сводит в нашей стране чуть ли не всю т.н. «борьбу с курением» к попыткам разъяснить его вред. Разъясняют всё новые и новые стороны вреда от курения, про открытие уже более 270(!) одних только вредных веществ в табачном дыму, про десятки ужасных болезней, включая наследственные отклонения, которые вызывает курение, но сама жизнь, просто чудовищная распространённость курения в России при дальнейшем увеличении доли курящих подтверждает не действенность этого подхода.

Да и могло ли быть иначе? Спросите себя - зная, что при выращивании фруктов и овощей в них порой имеет место избыток вредных химикатов, зная о подобном положении с молоком, а тем более с мясными продуктами - отказываемся ли мы от еды, т.е. от удовлетворения своей природной потребности в пищи? Если говорить о полном и бессрочном отказе, то, конечно, нет. Зная о том, что воздух в городе грязнее, чем в большинстве деревень и просто в лесах и полях, отказывают ли многие из нас себе жить и трудиться в городе, несмотря на связанные с этими загрязнениями огорчения? Также нет.

Но если только допустить, что курение, пускай ущербным и чрезвычайно накладным для здоровья человека и его окружения способом удовлетворяет хотя бы некоторые насущные потребности человека, то очевидно, что пока эти (насущные!) потребности не будут удовлетворяться иным путём, т.н. «борьба» с курением «в лоб», путём одних только рассказов о его злостном вреде будем восприниматься большинством курящих лишь циничным лицемерием, непрофессионализмом, да желанием подешевле снять с себя ответственность (мы же предупреждали!) за неподъёмную одними санпросветовскими средствами задачу и протекает со счётом 1:100 в пользу не только сохранения, но и приумножения курения. Ведь при такой постановке вопроса простецкий призыв «бросить курить» воспринимается не иначе как покушение на эти насущные потребности курильщика.

В конкурсе на удовлетворение каких же насущнейших, заложенных от природы потребностей человека столь нагло, бесцеремонно и... пока в России всё более успешно принимает участие курение? После правильной, природосообразной, постановки этого вопроса ответы на него почти очевидны, но всё-таки перечислим их, с понятным акцентом на школьный возраст, во время которого приобщаются к курению большинство будущих верных рабов сизой мерзавки-папироски.

А) Природная потребность к лидерству (если не по всем направлениям, что обычно нереально, то хотя бы в чём-то), стремление выделиться, как-то сохранить своё своеобразие. Понятно, что если не будешь хоть чем-то привлекательным выделяться, то «провалишься» на рынке труда, а уж найти невесту или жениха безликому существу - и вовсе проблема. Но если в нынешней российской школе всё обезличено и застандартизованно государством, то чем сейчас школьнику можно выделиться, «покрасоваться»? Когда спортивные, музыкальные, декоративно-прикладные и прочие кружки и секции стали либо малодоступны, либо количественно съёжились, как шагреневая кожа, да и оставшиеся дышат на ладан. Зато киногерои - и положительные, и отрицательные,  не упускают возможность покрасоваться перед экраном если не с сигареткой, то хотя бы с курительной трубкой...

Б) Потребность к общению. Человек, прямо скажем, произошёл от стадных предков и ныне, если хочет быть успешным, тем более не может обходиться без общения в том или ином виде. Но если словарный запас скуден, речь косноязычна, то какой удобный выход подсказывает курение - ведь попросить или предложить прикурить  - такой удобный и немногословный способ познакомиться и пообщаться у страдающих подобной скудостью слова, воображения, памяти, перемежающейся с того же генезиса словесным «запором»!

В) Потребность в поддержке тонуса духа и тела. Поясним. В сравнительно сытой, тёплой, без особой физической нагрузки жизни (спасибо цивилизации) многие люди сознательно, а ещё чаще и неосознанно, ощущают «недостаток адреналина». По большому счёту - это некие усиливающиеся признаки деградации при чрезмерно комфортных условиях жизни. Да, у кого-то - шахтёров, действующих военных и т.п. - поводов для адреналина - порой явный избыток, но в той же школе - при общей перегрузке неинтересными конкретному имярек «предметами» - явная недостача положительных эмоций от собственного успешного учения, творчества, работы, от той же исчезающе малой по времени физкультуры и т.п. Хитрые взрослые в подобной ситуации читают или смотрят детективы, приключенческие фильмы (главное - с напряжённым сюжетом), берут отпуск, идут в турпоход, меняют, наконец, место работы. А даже уже имеющие паспорт российские школьники, с их 12-часовым официальным учебным днём, фактически полностью бесправны в определении структуры учёбы - куда ни кинь - везде единоболотие безликого госстандарта на образование. Если не бежать из «любимой», «лучшей в мире» советской (а по духу - сталинской) школы (что, по статистике, выбирают всё больше и больше юных соотечественников), остаётся ... опять же сигарета. Ведь лёгкое подтравливание (или другое причинение незначительного ущерба) организму заставляет его собраться, активизироваться, пробудить засыпающие всё более беспробудным сном резервы. Это знали ещё индейцы, когда курили трубку мира, это знали монахи разных конфессий, когда вводили посты, ночные бдения, обеты молчания (см. выше потребность в общении), а иные ещё и истязали себя вдобавок холодом, веригами и т.п. Есть и более свежие примеры «открытий» подобного рода в различных молодёжных и национальных субкультурах. «Открытий» столь диких, убогих в своём невежестве и ущербных по итогам применения, что не следует здесь их даже лишний раз упоминать. Однако их существование - укоризна российской школе, по прежнему ставящей принципы сталинских временщиков и пройдох («победа любой ценой», фактическое отрицание главных фактов и законов генетики и кибернетики и т.п.) дороже здоровья (не говоря уже о реальных знаниях) своих учащихся.

Думается, что даже этот краткий перечень даёт повод задуматься - и не только о курении. Итак, вышеперечисленные насущные потребности растущего организма школьников вкупе с поголовным лишением их в России, по сталинской привычке, возможности и обязанности ответственного выбора при прохождении 10-летней учебной дистанции, качественном ослаблении и съёживании системы общедоступного т.н. дополнительного образования, также способствует некритическим, безответственным, порой откровенно «детсадовским» подходам школьников при определении личных отношений с курением и курящими, новому пополнению армии курильщиков, новым сверхдоходам местных и зарубежных любителей по сути преступного заработка на табачных изделиях.

Но так ли уж, спросит кто-то, важна нынче тема курения - при стольких-то проблемах в экономике, подобном наплыве катастроф, войне и терактах в собственной стране, наконец? И тут стоит сказать несколько слов о статистике о курении, но не о той, что подсчитывает, сколько капель никотина (70% нынешних школьников какие-то капли никак не свяжут со своей «совершенно сухой» сигаретой) убивает столь малознакомую и малозначимую в быту большинства нынешних соотечественников лошадь. А о международной статистике, которая оценивала влияние на здоровье людей различных условий. Так вот, курение в этом позорном списке по странам СНГ пропустило вперёд только пьянство, а в мире в целом - ещё и наркотики. Характерно, что на следующем, 4-м, месте оказались не проблемы внешней экологии, в смысле загрязнения окружающей среды автотранспортом, химией и пр., не войны, не стихийные бедствия и катастрофы, а ... нерациональное питание, т.е. опять же то, что человек по собственному почину, своему и общественному невежеству САМ употребляет внутрь).

Думается, что одна эта краткая справка должна была бы отрезвить одержимых идеей подробнейшего школьного ОБЖ, показать иерархию действительных проблем школьников и то, сколько десятков, а может и сотен раз нужно с ними - нет - не поболтать о вреде курения и вообще о том, как жить потенциально вредно (от последнего жизнь почему-то не становится безопаснее, а вот количество детских неврозов определённо увеличивается), а ... поиграть в скаутов, в зарницу, в устройство на работу, в выбор лучшего жениха или невесты, и так играть, чтобы ненавязчиво, но доходчиво было понятно, что пьянице или куряке победителем и даже призёром здесь стать на порядок сложнее. Но куда там. В «лучшей в мире» школе по-прежнему главным учебным орудием оставляют «воспитывающее» слово, которое, совершенно не достаточно подкреплённое собственным опытом, навыками и привычками, а также наглядными примерами учителей, родителей и иных старших, нередко остаётся, по законам природы, бесполезным сотрясением воздуха.

Каковы же тогда перспективы в свете изложенного - не курения, конечно - этим больше интересуются аналитики табачных фабрик и плантаций, а здоровья школьников и всего населения в целом? Пока определённо продолжаются уже наметившиеся за последнее десятилетие направленности изменений. По данным специалистов Института Социологии РАН (к.ф.н. Журавлёва И.В. и др.) количество одних только венерических заболеваний у российских подростков с 1991 г. выросло от 79 раз (у мальчиков) до 112 раз (у девочек), самоубийство стало главной причиной смертности среди этой возрастной категории, в апреле 1997 г. официально признано достижение эпидемического порога заболеваемости СПИДом, темпы распространения которого, по данным Всемирного Банка, в России ныне примерно в 100 раз выше, чем в цивилизованных странах Запада и Востока и сравнимы разве что с положением в беднейших странах Африки (но рождаемость у нас отнюдь не африканская). В целом среди населения свирепствуют эпидемии гепатита (более 4,5 млн. больных) и никем точно не подсчитанные десятки тысяч больных открытой формой туберкулёза, продолжают рапортовать о росте производства и сбыта своей продукции (при ежегодной потери населения на 800-900 тыс. человек) вино-водочные и пивные фабрики. За счёт чего мы ныне уменьшаемся столь стремительно - неужели генетический груз нации уже настолько велик, что не позволяет даже воспроизводство жизни, не говоря уже о новых достижениях и даже поддержании науки, производства, просвещения, спорта, культуры?

А что будет ещё через десять лет, когда по прогнозам мы вынуждены будем снять последние ныне дежурящие стратегические ракеты с ядерным оружием, как отслужившие все мыслимые и немыслимые сроки, но по нищете не сможем заменить их хотя бы такими же (уже не заменяем)? Югославский вариант дальнейшего раздела неудобного конкурента на всё более мелкие кусочки да ещё с провокацией гражданской войны, чтобы был повод ввести миротворческие силы, например из турков и новых членов НАТО - венгров, чехов (такие Будапешт-58 и Прага-68 наоборот) с добавлением других давних доброжелателей: французов, немцев, итальянцев и японцев? Уже сейчас власти скромно умалчивают, что одним из главных фактических опасений Европы при обеспечении свободного перемещения в Калининград и из него жителей всей РФ является ... возможность распространения из России различных эпидемий, того же туберкулёза (это опасение озвучила Швеция). Вряд ли Европа будет бесконечно долго терпеть под боком такой бурно развивающийся абсцесс, а последний определённо не остановится на достигнутом, если у нас, не дай Бог и Народ (на правительство и Думу уже, похоже, надеяться бесполезно), сохранятся те же «приоритеты» в экономике и традиции в «концепциях народного образования»...

 

Дмитрий Гончар, ст. преп. МФТИ,

факультет прикладной математики и экономики