|
|
|
|
Как возникло и развивалось
оригами? (Афонькин
С.Ю., Афонькина Е.Ю., цитируется
по http://www.origami.kht.ru/history.win) История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую
древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой
бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. |
|
|
Археологи утверждают, что в 3-4 веках до
н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет
изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от
туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший
войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали
ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили
шерсть растительными волокнами - толчеными кусочками коры тутового дерева,
размочаленными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал - бумагу. Официальной датой "появления" бумаги в
Китае считается Первоначально бумагу получали из коконов шёлкопряда.
Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в
однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой или
шёлковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой,
который после отглаживания превращался в лист
бумаги. Вскоре дорогое сырье заменили более дешёвым - теми же стеблями
бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Через сто лет японская бумага
становится по качеству лучше китайской, появляется много мелких мастерских,
её производящих. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в Оригами в Японии ведёт начало от периода Хэйан ( 794 - 1185 гг. ). В эту
эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом,
который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных
церемониях. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония
стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную
роль сходство звучания японских слов "бумага" и "Бог" -
"Ками". Тем самым у японцев возникла
некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной
бумаги ("ориками"). Один из таких
ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали небольшие кусочки рыбы и овощей,
поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистских храмах. В периоды Камакура (1185 - 1333 гг.) и Муромати
(1333 – 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает
императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, представлявшиеся ко
двору, должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания.
Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической
фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими
удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать
словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и
изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как
герб и печать. В период Адзути - Момояма (1573 - 1603 гг.) и Эдо
(1603 - 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в
популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, которые
стали классическими, среди них - японский журавлик (цуру)
- традиционный символ счастья и долголетия. Во второй половине 19 века Япония широко открыла
двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками,
выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса.
Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени
совершенно не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим
собственным независимым открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". И всё же бумага была материалом редким и
дорогим. Чаще складывали ткань - воротники (в костюмах 16-17 вв.), чепцы и
другие головные уборы, которые носили сёстры милосердия, монахини, горничные. Во 2-й половине XIX века оригами постепенно
распространяется по всему миру. Основной поток шёл из Японии. Однако
искусство складывания бумаги возникало в разных странах и самостоятельно.
Известна так называемая "испанская школа", распространившаяся и в
страны Южной Америки. Она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа
Мигуеля Уманумо (1864 -
1936), создавшего немало фигурок и выпустившего две книги по оригами. В
России "бумажное" искусство также стало одним из любимых занятий
детей, хотя пути его проникновения остаются неисследованными. Во Франции в
XIX веке это искусство появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист
бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. Среди западных
любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи, автора "Алисы в
стране чудес" Льюиса Кэррола, американского
иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев
Толстой был знаком с оригами. Стоит вспомнить и Фридриха Фрёбеля, известного
немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал
пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения
детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи
школьники разных стран мира знакомы теперь с небольшим набором
"фольклорных" фигурок из бумаги - шляпка, пилотка,
"гадалка", некоторые самолётики... Однако настоящее революционное
развитие оригами началось только после Второй
мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь
мастера Акиры Йошизавы. Он
родился в Мы, европейцы, привыкли, что любой
конструктор состоит из определённого набора деталей, которые можно соединять,
создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства (ТРИЗ)
утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с
помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой
конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа)
складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок! Несложные приёмы
складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью
оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что иное не
похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Его подхватывают и парижские
модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в
оригами что-то своё. Архитектор - причудливо пересечённые плоскости, юноша -
необычный подарок своей возлюбленной, издатель - спрос на книги по оригами,
педагог - возможность стать в глазах своих учеников настоящим волшебником,
человек преклонного возраста - способ удивить своих многочисленных внуков, а
школьник - радость от необычных занятий. Оригамисты - народ общительный и
весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то
ерунду - складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет
человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь
вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества. |
|
|
Copyright @ Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки
оригами в школе и дома" |
|
|
|
|