СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МОСКОВСКОГО КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ

 

ШКОЛА № 682

 

 

 

Утверждена решением

педагогического совета школы

Протокол № ___ от ____________  1999 г.

Директор школы № 682   _______________

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 

“БУМАЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ”

 

 

 

Педагог - Гончар Валентина Васильевна

 

 

Москва, 1999

 

 

 

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 2

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 3

I. ОРИГАМИ.. 4

II. ЖЁСТКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. 4

III. БУМАГОПЛАСТИКА. 4

IV. ФАНТАЗИЯ. 4

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 5

5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.. 6

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 7

6.1. КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ. 7

6.2. КНИГИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ. 7

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 1995 году в рамках интегрированного предмета “Технология” автором была предложена индивидуальная программа по курсу  “Бумажное моделирование”, рассмотренная и утверждённая в том же году Окружным Управлением образования САО  г. Москвы.

Данный курс охватывает всевозможные техники работы с бумагой - от простого складывания листа в технике оригами до формирования выкроек-развёрток выпуклых и звёздчатых многогранников и других моделей на их основе, аппликацию, папье-маше и прочие.

Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “Бумажное моделирование” состоит из 4х разделов:

- “Оригами”;

- “Жёсткое конструирование”;

- “Бумагопластика”;

- “Фантазия”.

Цели данной программы:

1. Личностная.

По итогам имеющихся исследований (подробнее см. раздел 5), занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

 восприятия (целостности и структурности образа);

 внимания (концентрации и устойчивости);

 памяти (зрительной и кинестетической);

 мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или  непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал “Оригами” и других изданиях, книги и т.п.

 

Программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 3-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для третьеклассника задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для пятиклассника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. А старшие ребята тему кубика развивают уже в пространстве - построение пространственных решёток и т.д.

Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Если малыши только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие ребята уже применяют элементы черчения и геометрии.

Если малыши работают по готовым выкройкам-развёрткам, то старшие ребята сами составляют выкройки-развёртки.

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:

*           четыре основных техники работы с бумагой соответствуют четырём четвертям обычного учебного года. Самая простая техника - ОРИГАМИ - 1ая четверть. Самая сложная - ФАНТАЗИЯ - последняя четверть.

*           учебные занятия групповые - за одним большим общим столом по 2 часа 2 раза в неделю.

*           учебные группы формируются по возрасту;

*           учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

 

Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами,  посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

 

 

Воспитательный процесс организован путём:

*                  совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся  делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);

*                  поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража  - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок  к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.

*                  выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений.  Наработка умений  сложить из подручных  материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.

 

 

 

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Годовая учебная программа рассчитана на 132 часа. В состав программы входят следующие части:

*                  теория техники моделирования;

*                  практические задания;

*                  знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;

*                  умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;

*                  техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.

*                  наглядные пособия и оборудование;

*                  межпредметные связи.

 

На год:

 

 

 

N

 

Форма

Количество часов

п/п

Разделы

занятий

всего

в том числе

 

 

 

(S)

теория

практика

I

Оригами

учебные занятия

32

6

26

II

Жёсткое конструирование

“---”

40

6

34

III

Бумагопластика

“---”

28

4

24

IV

Фантазия

(смешанная техника)

“---”

32

6

26

S

132 ч.

 

 

 

 

 

На каждый из разделов:

 

I. ОРИГАМИ

 

 

 

N

 

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

1

Вводное занятие

   Общие сведения

- Виды и свойства бумаги

- Подготовка к занятиям

- Форма листа бумаги для моделей

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2, 3

Модели

Моделирование путём прямого повторения за учителем - его рассказом и показом - необходимых действий

 

4

 

1

 

3

4

Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения.

 

2

 

1

 

1

5

Практическое выполнение моделей.

2

-

2

6

Применение оригами в дизайне и архитектуре на примере складчатых конструкций

2

1

1

7

Принципы оформления работы

2

1

1

8

Самостоятельная работа в технике оригами

2

-

2

 

 

II. ЖЁСТКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

 

 

N

 

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

9

Построение основных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Изготовление шаблонов.

 

2

 

 

1

 

 

1

10

Номограммы равностороннего треугольника, квадрата и пентагона.

2

1

1

11-12

Моделирование платоновых и архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой.

4

1

3

13-14

Моделирование многогранников. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования. Составление чертежей отдельных деталей и единой выкройки.

4

1

3

15

Игрушки, собранные без клея на основе додекаэдра.

2

1

1

16-17

Моделирование природных кристаллов

4

1

3

18

Игрушки на основе додекаэдра, его половинки и икосаэдра.

2

-

2

 

 

III. БУМАГОПЛАСТИКА

 

 

N

 

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

19-21

Общие сведения о технике бумагопластики и основных упражнениях

6

2

4

22-23

Модели цветов

4

2

2

24

Подарки - коробочки

2

1

1

25

Составление чертежа крышки коробочки (в виде Щенка, Петуха, Котёнка и т.п.)

2

1

1

 

 

IV. ФАНТАЗИЯ

 

 

N

 

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

26-28

Бумажная скульптура

6

2

4

29

Гирлянды. Бусы.

2

-

2

30

Кружева и снежинки.

2

1

1

31-32

Аппликация из цветной бумаги

4

2

2

33

Папье-маше

2

1

1

 

 

Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.

Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию, имеющейся в школьной библиотеке:

1.    В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

2.    В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

3.    В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

4.    Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.

5.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.

6.    Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.

7.    В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва  “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания

 

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы следующие условия:

*    материально-технические условия

- Отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями.

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей. Ножницы. Шило. Карандаши, ручки, циркули, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования при наличии у школы (центра)

  возможностей могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для

  просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM,

  Internet- материалами по оригами.

*                  методические условия

- Набор моделей по основным темам курса

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)

*                  кадровые условия

- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.

*                  внешние условия

  Повышение квалификации, возможность профессионального общения

  и обсуждения творчества и педагогической деятельности делают, на наш

  взгляд, весьма желательным обеспечение следующих условий:

- наличие творческих клубов по тематике деятельности (имеются на общ. началах

  в  СПб., Москве, Омске и ряде других городов);

- проведение тематических семинаров, конференций, как Всероссийских,

  так и региональных (с 1996 ежегодно удалось провести пять Всероссийских

  конференций “Оригами и педагогика” в СПб, с 1997 - 2 Сибирские конференции

  (в г. Омске)).

- наличие тематического учебно-методического журнала (журнал “Оригами.

  Искусство складывания из бумаги”, распространяется по подписке с 1996 года).

- подготовка и издание учебных пособий по оригами и бумажному моделированию

  с базовым (опорным) учебным материалом. По оригами учебное

  пособие выпущено (Афонькин С.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”,

  с поурочным планированием, методич. рекомендациями для учителей и

  родителей, сведениями по истории оригами и т.п.,  реком. Мин. Образования,

  с 1995 г. выдержало 6 изданий). По бумажному моделированию пособия имеются

  только по отдельным направлениям. Несколько лет уже ждёт издания подготовленное автором комплексное пособие по “Бумажному моделированию”, но ... 

- проведение тематических выставок

  Московским клубом оригами, например, проведены ряд выставок по оригами

  в Политехническом музее, Дарвиновском музее и т.п., получивших довольно

  заметный отклик в прессе и на телевидении. Тематические выставки проходили

  в рамках упоминавшихся педагогических конференций, осуществлено несколько

  выездных выставок и т.д.). Огорчает, однако, что многие выставки школьных работ

  до последнего времени даже не предусматривали соответствующую номинацию

  (и отклоняли работы из бумаги).

- наличие электронной версии ж/л “Оригами”, материалов клубов и конференций

  по оригами в Internet.

  На сегодня ряд клубов по оригами (Москва, Ростов-на-Дону, Хабаровск и др.)

  имеют свои сайты (см. подробнее www.origami.ru). Поддержка электронной версии

  ж/л “Оригами” с 1998 г. приостановлена. Планировавшееся размещение

  материалов конференций на сайте журнала, возможно осуществится, но уже

  на сайте Московского клуба оригами.

- возможность пройти курсы повышения квалификации по бумажному моделированию в рамках системы образования.

  В Москве такая возможность имеется лишь частично и гос. поддержка этого

  направления, к сожалению, ослабевает (с 2000 г. с участников соотв. курса в ЦИПК

  гор. Москвы планируется начать взимать плату за прохождение курса по оригами).

- централизованное обеспечение заинтересованных школ и детских объединений

  тематической литературой.

Отдельные школы, дома творчества, библиотеки подписываются на журнал “Оригами”, приобретают тематическую литературу.

К осени 1998 г. ОНМЦ САО определён и рекомендован тематический комплект литературы. Но на обеспечение закупок литературы для подавших соответствующие заявки школ денег по сию пору не нашлось.

 

 

 

5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами и бумажным моделированием (не только детей, но и взрослых) уже не первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов. Результаты некоторых таких исследований неоднократно докладывались, например, на Всероссийских конференциях “Оригами и педагогика” в СПб., 1996-1999 г.г. [1], и Сибирской конференции по оригами в г. Омске, 1997-98 г.г. [2], [3].

Вот как, например, докладывает об экспериментальных психологических исследованиях влияния особенностей развития занимающихся оригами детей психолог гимназии № 139[1]) г. Омска С.Н. Дутко [2], с. 7-8:

“Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий оригами являются следующие положения:

*                  связь физического движения и общего психического развития;

*                  связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

*                  связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, что ... точные движения пальцев рук очень тесно связаны с развитием мышления”

На основании этого исследователи выдвинули предположение, что с помощью систематических занятий оригами развиваются интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы:

*                                                                                                                                восприятие (целостность и структурность образа);

*                                                                                                                                внимание (концентрация и устойчивость);

*                                                                                                                                память (зрительная и кинестетическая);

*                                                                                                                                мышления (пространственное, креативное).

Данные изменения, отмечают исследователи, стали заметны уже после одного года занятий оригами.

Также было проведено тестирование учащихся по соответствующим психическим процессам в начале второго года занятий оригами. Особое внимание ... было уделено выявлению особенностей развития пространственного мышления.  С этой целью применялся субтест Векслера (кубики Коса).

Исследовались 3 группы детей. Данные приведены в таблице:

 

 

 

Группы

Позитивные изменения в развитии мышления

 

 

Группы высокоуспешных учащихся

Группа слабоуспевающих учащихся

Контрольная группа

50%

55%

27%

 

 

Таким образом, мы видим, что незначительно отличаются сильная и слабая группы оригами в пользу последней. Исходя из этого, исследователи посчитали, что оригами может служить способом коррекции пространственного мышления. Было отмечено существенное продвижение 25% учащихся сильной группы, справившихся с субтестом Векслера взрослого варианта.

Незначительные позитивные изменения произошли в эмоциональном статусе учащихся, который исследовался с помощью теста Люшера. Наиболее заметные изменения произошли в группе слабоуспевающих учащихся (33%). В группе высокоуспешных учащихся - 28% позитивных изменений.

Необходимо отметить, что у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к работе: у 63% учащихся из сильной оригамской группы, у 60% детей из слабой оригамской группы, и только у 45% детей из контрольной группы.

Эти показатели дали исследователям основание считать, что “занятия оригами способствуют развитию креативного мышления, то есть способности искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте. В данном случае основным критерием креативности мы считали самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели”.

Независимое исследование психологов Ю.В. Шумакова  и Е.Р. Шумаковой из Ростова-на-Дону, также показали определённое положительное влияние занятий оригами на повышение коэффициента интеллекта, снижение уровня внутренней тревожности и другие, признанные в психологии показатели, причём не только для детей, но и взрослых (родителей, воспитателей, ведущих занятия по оригами). Эти результаты были доложены на II Всероссийской конференции “Оригами и педагогика” в СПб. (весна 1997 г.), и имеются в архивах Петербургского центра оригами.

Имеется ещё множество положительных отзывов, вплоть до использования оригами для некоторых групп больных детей (при согласии врачей и родителей) для укрепления морального состояния их, длительное время оторванных от сверстников, для укрепления лёгких (ряд моделей оригами надувные и использование их помогает восстанавливать дыхание быстрее и веселее, чем обычные медицинские упражнения). Такие отзывы имеются, например,  в Московском клубе оригами.

В школе № 682 по результатам нескольких лет занятий ряд учителей также неоднократно отмечало “видимую разницу учебных успехов” активно занимавшихся оригами детей. До процентов замерить эту разницу мы задачу себе не ставили, зная, что подобные исследования на более высоком профессиональном уровне уже проведены.

Неоднократно учителями оригами[2], и я это подтверждаю, отмечался любопытный факт: бумажное моделирование и оригами являются одним из очень немногих школьных предметов, с которых учащиеся зачастую не хотят уходить после окончания плановых занятий. Их уговаривают, увещевают учитель и подошедшие родители, дедушки и бабушки, что будет следующее занятие, что нельзя успеть всё сразу и т.д., но ..., если сразу нет других занятий, редко удаётся закончить раньше, чем через полчаса после официального времени окончания работы кружка.

Данный факт, на мой взгляд, свидетельствует о яркой эмоциональной и творческой подпитке учащихся. Отмечаю его в связи с тем, что это может быть использовано и в качестве профилактики таких обостряющихся явлений российской школы, как наркомании, токсикомании и многое другое, нередко расцветающие на фоне существенной неудовлетворённости учеников своими успехами в школе при заметном сокращением количества активно действующих кружков и секций (спортивных, музыкальных и т.п.) по интересам детей. Отметим, что лечение одного наркомана, если оно ещё возможно, оценивается сейчас в несколько тысяч у.е.

 

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ

1.    Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.

3.    Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.

4.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

5.    Афонькин С.Ю. и др.Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.

6.    Афонькин С.Ю. и др.Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

7.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

8.    Белим С.Н. и др.Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.

9.    Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.

10. М. ВеннинджерМодели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.

11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

12. В. Гончар.Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

13. В. Гончар.Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска). 

15. Кумарин В.В.Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.

16. Пудова В.П., Лежнёва  Л.В. Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.

17. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.

18. Соколова С.В. и др.Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.

19. Соколова С.В. Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

20. Хлямова Т.В. Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.

Разумеется, это далеко не полный список изданной в России литературы по оригами и бумажному моделированию. При отборе книг автор учитывал оригинальность (новизну) представленных в книгах моделей, качество выполнения чертежей и пояснений к ним, общее оформление и стоимость, доступность литературы на сегодня. По этим критериям ряд дорогих, но повторяющих ограниченное количество известных классических моделей (наиболее полная и культурная подборка опубликована на наш взгляд в [17]), книг по оригами издательств “Кристалл” и “Дельта” (СПб.), АСТ-пресс и Росмен (Москва) и некоторых других в данный список не попали.

 

 

 

6.2. КНИГИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ

Учащимся, прежде всего, предлагаются следующие книги из вышеперечисленных:

учебное пособие [4] и другие доступные книги С.Ю. Афонькина, [8] - для среднего и старшего школьного возраста, [10]-[14], [16]-[20].

Примерно десяток наименований (включая журнал “Оригами”, тематические приложения к нему изд-ва Аким и учебное пособие [4]) из рассмотренных выше имеется в разном количестве в библиотеке школы № 682, где автор ведёт занятия.

 

 

 

 

 

Ç (Заметки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Гимназия является базой Омского центра оригами, тесно сотрудничает с ОмГУ и ОмГПУ:

[2] См., например, журнал “Оригами” № 10 (6-97 г.), с. 29.