|
|
|
|
|
Е. Ю.
Афонькина УРОКИ
ОРИГАМИ в школе и дома Пятое издание
Москва: "Аким",
Рекомендовано
Министерством образования РФ в качестве дидактического
материала на занятиях по трудовому обучению
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
|
|
|
На 4-й странице обложки всех семи изданий пособия
(первое издание – |
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
|
|
|
Введение |
|
|
|
Урок 1. Знакомство
с оригами |
|
|
|
Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК |
|
|
|
Урок
2. Веселые мордашки |
|
|
|
Урок
3. Лис и Киска Алиска |
|
|
|
Урок
4. Домики |
|
|
|
Урок
5. Шляпная мастерская |
|
|
|
Урок
6. Самурайский шлем и тирольская шапочка |
|
|
|
Урок
7. Голубь и сердце |
|
|
|
Урок 8. Модульное
оригами |
|
|
|
Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ |
|
|
|
Урок
9. Петух и утка |
|
|
|
Урок
10. Воробей |
|
|
|
Урок 11. Лебедь и
цветочки |
|
|
|
Базовая форма ДВЕРЬ |
|
|
|
Урок
12. Лодки и автомобили |
|
|
|
Урок
13. Кубики |
|
|
|
Урок 14.
Подготовка к Новому Году. Звёзды |
|
|
|
Базовая форма БЛИНЧИК |
|
|
|
Урок
15. Орнаменты |
|
|
|
Урок 16. Две
короны |
|
|
|
Базовая форма ДОМ |
|
|
|
Урок 17. Пилотка и
пианино |
|
|
|
Базовая форма ВОДЯНАЯ
БОМБОЧКА |
|
|
|
Урок
18. Кубики и бомбочки |
|
|
|
Урок
19. Заяц, рыбка и чертик |
|
|
|
Урок 20. День
святого Валентина. Письмо с сердечком |
|
|
|
Базовая форма РЫБА |
|
|
|
Урок
21. Лебедь из Японии |
|
|
|
Урок
22. Дрессированные вороны и морские котики |
|
|
|
Урок
23. Праздник девочек |
|
|
|
Урок 24. Цветы к 8
Марта |
|
|
|
Базовая форма КАТАМАРАН |
|
|
|
Урок
25. Лодки, бабочки и ветряные мельницы |
|
|
|
Урок 26. Кусудама |
|
|
|
Базовая форма КВАДРАТ |
|
|
|
Урок
27. Коробочка-звезда |
|
|
|
Урок 28. Коробочка
САНБО и ШАПОЧКА на яйцо |
|
|
|
Базовая форма ПТИЦА |
|
|
|
Урок
29. Японский журавлик |
|
|
|
Урок
30. Праздник мальчиков |
|
|
|
Урок 31. Летные
соревнования |
|
|
|
Базовая форма ЛЯГУШКА |
|
|
|
Урок
32. Ирис |
|
|
|
Урок 33.
Колокольчик |
|
|
|
Методические рекомендации учителям начальных классов и
родителям по работе с учебником "УРОКИ ОРИГАМИ В ШКОЛЕ И ДОМА" |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
Как
научиться правильно зарисовывать схемы самобытных изделий? |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические советы учителям начальных классов и родителям по работе с учебником «Уроки оригами в школе и дома» «Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю - и понимаю.» Китайская
мудрость Как и почему написана
эта книга?
Наши
«Уроки оригами» являются итогом многолетних самостоятельных занятий оригами,
переписки с международными центрами оригами и ведущими оригамистами мира, тщательным
изучением мировой литературы, посвящённой искусству складывания, и
постоянного знакомства с текущей периодикой по оригами, издающейся в Японии,
Корее, Англии, Франции, Италии, Испании и США. Желание поделиться собственным
опытом пришло после длительной практики преподавания оригами взрослым и детям
различного возраста. Она привела к убеждению - искусство складывания
чрезвычайно нравится нашим соотечественникам и начинает быстро
распространяться по стране. Отечественной же литературы, посвящённой оригами,
пока явно недоста¬точно, чтобы найти её в любой библиотеке. Необходим
учебник, который помог бы наладить занятия по оригами с ребятами. Вы держите
его в руках. Это - авторская программа. Именно по этой программе вот уже
несколько лет автором этого учебника, Афонькиным С.Ю., преподаётся оригами в
начальных классах 513-й гимназии Петербурга. |
|
|
|
На какие вопросы вы получите ответы: - Почему оригами нравится учителям и детям? - Какие навыки и способности совершенствует
оригами? - Как возникло и развивалось оригами? - Кому и где преподавать? - Что потребуется вам для начала занятий? - Что необходимо детям для начала занятий? - Какую бумагу использовать? - Как преподавать? - Как построить годовой курс оригами? - Что делать с изобретениями детей? - Как научиться правильно зарисовывать схемы
самобытных изделий? - Как и где зарегистрировать самобытные
изобретения? - Как расширить свои познания в оригами? |
|
|
|
Почему оригами нравится учителям и детям? - Оригами похоже на фокус - из обычного листка
бумаги за несколько минут рождается чудесная поделка! - Для занятий нужна только бумага и ваши
знания! - С помощью оригами легко и быстро создаётся
целый мир, в который можно играть. - Занятия оригами совершенно безопасны даже для
самых маленьких детей. - Оригами - коллективное творчество! Работая
вместе, дети сделают множество интересных композиций! - Оригами не требует больших материальных
затрат. - Для занятий оригами нет возрастных пределов. - Не требуется особых способностей - получается
у всех! - Помогает быстро украсить класс, комнату, зал. - С помощью оригами дети научатся быстро делать
удивительные и самобытные подарки. |
|
|
|
Какие
навыки и способности
укрепляет оригами? - Совершенствует способность работать руками,
приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. - Совершенствует пространственное воображение -
учит читать чертежи, по которым складываются поделки и представлять по ним
изделия в объёме. - Знакомит с основными геометрическими
понятиями. - Улучшает способность следовать устным
инструкциям. - Укрепляет уверенность в своих силах и
способностях - неуспевающих на уроках оригами не бывает! - Помогает укреплению чертёжных навыков. Схему
понравившегося изделия хочется записать в тетрадку. - Подталкивает развитие памяти. Ученикам
хочется запомнить как можно больше поделок на память. - Учит сосредоточению внимания. Складывать и
заниматься чем-то посторонним невозможно. - Разрабатывает имеющиеся от природы творческие
способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений. - Способствует созданию игровых обстоятельств.
На уроках оригами играют часто и весело! - Расширяет способности общения. - Позволяет почувствовать личную причастность к
новому международному явлению культуры. |
|
|
|
Как
возникло и
совершенствовалось оригами? История
возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно
связана с появлением способов изготовления самой бумаги. Бумага была известна
китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в 3-4 веках до н.э.
уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Тайну
изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от
туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший
войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали
ситом, отбрасывали на особый пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили
шерсть растительными волокнами - толчёными кусочками коры тутового дерева,
размочаленными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал -
бумагу. Признанной датой «появления» бумаги в Китае считается Первоначально
бумагу получали из коконов шёлкопряда. Их варили, раскладывали на циновку,
промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после
отцеживания воды сушили. Верхний слой или шёлковую вату удаляли, а на циновке
оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в
лист бумаги. Вскоре дорогое сырье заменили более дешёвым - теми же стеблями
бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьём. Через сто лет японская бумага
становится по качеству лучше китайской, появляется много мелких мастерских,
её производящих. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в Оригами
в Японии ведёт начало от периода Хэйан (794 - 1185 гг.). В эту эпоху бумага,
сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который
использовался в особых случаях, главным образом в обрядах верующих. Несмотря
на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной
искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство
звучания японских слов «бумага» и «Бог» - «Ками». Тем самым у японцев
возникла некая мистическая связь между религиозными обрядами и изделиями из
сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких обрядов, например, состоял в
изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы
и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистких храмах. В
периоды Камакура (1185 - 1333 гг.) и Муромати (1333 -1573 гг.) оригами
выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия,
придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать
определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в виде
бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической поделки были знаком
дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой
выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение
складывать стало одним из признаков хорошего просвещения и изысканных манер.
Различные знатные семьи использовали поделки оригами как герб и печать. В
период Адзути - Момояма (1573 -1603 гг.) и Эдо (1603 -1867 гг.) оригами из
придворного искусства превратилось в народный способ времяпровождения. Было
изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них - японский
журавлик (цуру) - признанный знак счастья и долголетия. Во
второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру;
европейцы начали знакомиться с классическими поделками, выполненными в
технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса. Однако было бы
несправедливо утверждать, что Европа до этого времени совершенно не была
знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным
независимым открытием некоторых поделок, например птички - «пахариты». И всё
же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще складывали ткань - воротники
(в костюмах 16 -17 вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сёстры
милосердия, монахини, горничные. Стоит вспомнить и Фридриха Фрёбеля,
известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он
впервые начал продвигать складывание из бумаги как дидактический метод для
объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно именно с его
подачи школьники разных стран мира знакомы теперь с небольшим набором
«фольклорных» поделок из бумаги -шляпка, пилотка, «гадалка», некоторые
самолётики... Однако
настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой
войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера
Акиры Йошизавы. Он родился в Он не
только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и
способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретённых им
несложных условных знаков ход складывания любого изделия оказалось возможным
представить в виде серии рисунков - чертежей. Появление этих простых значков
было равносильно изобретению нотных знаков в европейской музыке. Навыки игры
удавалось записывать и передавать другим людям. С условными знаками мастера
Йошизавы вы столкнётесь сегодня в любой умело изданной книге по оригами, где
бы она ни была напечатана - в США, Франции, Испании или Японии. К
Мастеру пришли известность и заслуженная слава. В течение нескольких лет
японское министерство иностранных дел посылало его за рубеж в многочисленные
поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им народное
японское искусство стало признанным международным средством мира и дружбы без
слов. В нашей стране господин Йошизава впервые побывал в 1978 году. Он
посетил Москву, Ленинград и Находку. Важная особенность оригами,
способствовавшая его быстрому распространению - практически неограниченные
комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы, европейцы,
привыкли, что любой конструктор состоит из определённого набора деталей,
которые можно соединять, создавая разнообразные построения. Теория
изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Совершенный Кон¬структор должен
состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное
разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами,
где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших
поделок! Несложные приёмы складывания и безграничное воображение людей
способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный,
весёлый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему
миру. Его
подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние
дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Архитектор - причудливо
пересечённые плоскости, юноша - необычный подарок своей возлюбленной,
издатель - спрос на книги по оригами, педагог - возможность стать в глазах
своих учеников настоящим волшебником, человек преклонного возраста - способ
удивить своих многочисленных внуков, а школьник - радость от необычных
занятий. Оригамисты - народ общительный и весёлый. Разве станет человек
мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду - складывание бумажек!
А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго
оторваться от груза повседневных сложностей и улететь вместе с квадратиком
бумаги в руках в замечательную страну Творчества. Наш
учебник послужит вам и вашим ученикам туда первым проводником. |
|
|
|
Кому и где
преподавать? Наш
учебник предназначен для преподавания оригами в начальной школе в течение
одного года. Начинать занятия можно в первом классе, если уровень подготовки учеников
достаточно высок. Мы советуем проводить занятия в 1 - 4 классах вместо уроков
труда. Уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного
заведения как постоянный предмет. Особенно это предлагается в школах с
художественным уклоном. Оригами можно сделать
предметом по выбору или проводить занятия в группах продлённого дня и
кружках. |
|
|
|
Что
потребуется педагогам
для начала занятий? - Познакомиться с историей оригами. - Выучить международные условные знаки,
принятые в оригами. - Уметь четко пользоваться понятиями, принятыми
в оригами. - Овладеть основными приёмами складывания. - Знать все базовые формы и уметь их складывать
на память. - Научиться чертить схемы складывания. - Уметь складывать все изделия, приведённые в
этом учебнике. - Уметь объяснить ход складывания любой
поделки, правильно используя общепринятые понятия. - Запас цветной бумаги, ножницы и клей |
|
|
|
Какую
бумагу использовать? В
Японии выпускается особая бумага различного формата и оттенков для занятий оригами.
Она заранее точно нарезана на квадратики и продаётся небольшими наборами.
Работать с ней - одно удовольствие. Вам и вашим ученикам потребуется
позаботиться о квадратах самим. Обычно в продаже можно найти бумагу
квадратного вида, предназначенную для записей. Однако она, как правило,
слишком мала для большинства изделий в технике оригами. Вы можете работать с
обычной бумагой для машинописи. Её толщина и качество вполне подходят для
складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание поделок с её
помощью неудобно. Цветная сторона позволяет лучше показывать ход складывания.
По этой же причине не совсем хороша для показа красочная цветная привозная
бумага для ксероксов и факсов, хотя некоторые сложенные из неё изделия
смотрятся чрезвычайно впечатляюще. К тому же она достаточно дорога и редко
продаётся многоцветными наборами. Постарайтесь подыскать цветную бумагу,
имеющуюся в данный момент в продаже. Главное, чтобы она была не слишком
толстой и не ломалась на сгибах. |
|
|
|
Часто
к нам обращаются с вопросами о методических приёмах, облегчающих преподавание
оригами детям. Единой методики, конечно, не существует, да, наверно, и не
может быть. Как преподавать историю, физику, биологию? Существуют десятки
различных приёмов, но всё, в конечном счёте, зависит от способностей, опыта и
личности учителя. Тем не менее, мы приводим несколько применимых советов,
которые могут оказаться вам полезны: - Работая с первоклассниками, показывайте
только сам ход склады¬вания. Только немногие в этом возрасте способны
работать со схемами. - Работая с ребятами постарше, можно начать
рисовать схемы на доске, или предложить им работать по учебнику. - Дети в третьем-четвёртом классе могут начать
перерисовывать ваши чертежи себе в альбом, если у них нет учебников. - Вы можете начать занятие с приветствия,
придуманного преподавателем геометрии и оригами Ириной Валерьевной
Капитоновой: разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними: - Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая
рука! Поработаем вместе? - Сведите руки как это делают японцы и усадите
ребят жестом на места. Можете придумать свой обряд. - Показывайте складывание с помощью большого
квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой - белый. Он
должен быть хорошо виден из любой точки класса. - Постепенно приучайте ребят к условным знакам
и схемам. Если вы работаете с детьми 1-2 класов, сначала изредка чертите на
доске отдельные рисунки, а затем полностью вычертите несколько схем
складывания, дополняя чертежи показом на руках и поясняя словами. Если ваши
ребята постарше, можно с первого же урока приучать их к схемам на доске или в
учебнике. - Просите ребят дома складывать и вклеивать в
альбом базовые формы и плоские изделия, с которыми вы их познакомили на
уроке. - Чертите или показывайте следующий шаг только
после того, как все ваши ученики справятся с предыдущим шагом. Просите ребят
показывать вам свои поделки, поднимая их кверху. Помогайте отстающим. - Чертя изделия, старайтесь работать с цветными
мелками. Белый цвет обозначает очертания поделки и уже намеченные линии, два
других любых цвета - линии горы и долины. - Работая с ребятами третьих-четвёртых классов,
просите их перерисовывать ваши чертежи в тетрадку (если у них нет учебников).
Время от времени по чертежам в альбомах можно проводить итоговые занятия,
прося ребят сложить те изделия, с которыми они уже знакомы. - Будьте всегда готовы как можно более точно и
ясно пояснить все свои действия словами и всегда делайте это. Никогда не
говорите просто «делаем так, как я». - Всегда готовьте к уроку два-три
дополнительных изделия, которые можно найти в изданиях по оригами. Вдруг вам
не хватит материала, или ваши ученики попросят сложить что-нибудь ещё. Вы
всегда должны быть готовы подтвердить своё звание волшебника. - Держите в классе некоторое количество
приготовленных заранее квадратиков. Вы сможете их дать ученикам, которые
забыли их дома. - Начиная работу с уже известной ребятам
базовой формой, предложите кому-нибудь из класса начертить схему её
складывания на доске или объяснить словами, как это сделать. - Всегда называйте автора изделия, если он вам
известен, и просите записывать его. - Изредка играйте « в молчанку» - молча чертите
на доске серию последовательных рисунков, по которым ребята сами, без ваших
пояснений, должны сложить изделие. В конце подобной игры попросите поднять
кверху получившиеся изделия. - Познакомив ребят с очередной поделкой,
попросите их сложить её снова самостоятельно или только с помощью ваших
словесных пояснений. Такой приём совершенствует зрительную и мышечную память. - Назначайте себе помощников из ребят, уже
справившихся с изделием, которое вы показываете. Пусть они помогают соседям. - Раз в два-три месяца устраивайте внеурочные
состязания юных оригамистов, на которых ребята с помощью своих альбомов или
на память должны сложить наибольшее количество изделий. Приготовьте
победителям небольшие призы. - С ребятами 3-4 классов можно провести
творческий урок, на котором предлагается из известной им базовой формы
придумать какую-либо свою собственную поделку. - Если вы работаете в изоклассе, повесьте на
стены рисунки с изображением условных знаков и базовых форм. Это поможет
детям быстрее их запомнить. - Вы можете во внеурочное время объяснить схему
складывания очередного изделия одному из ваших учеников и попросить его на
следующем уроке оказать её классу. - Если у вас есть возможность купить книги по
оригами, предложите родителям учеников приобрести их и используйте как
дополнительный материал для занятий в классе и дома. - Завершая годовой цикл занятий, проведите
состязание юных оригамистов, участвуя в котором ребята за один-два урока
должны сложить на память запомнившиеся изделия. Оценивайте не только
количество, но и качество работ. Наградите победителей |
|
|
|
Как
построить годовой
курс оригами? В
нашем учебнике мы предлагаем возможную последовательность уроков оригами,
которые вы можете проводить в течение школьного учебного года, занимаясь с
ребятами один раз в неделю. В нём учтены календарные российские и японские
праздники и каникулярные перерывы. Подобные курсы уже читаются во многих
школах Петербурга (например, в 513 гимназии Невского района) и других городах
России, где оригами введено в расписание работы начальной школы. Если вы
знакомы с другими изделиями в технике оригами, вы можете построить собственный
курс, рассчитанный только на ваших слушателей, усилив или ослабив те или иные
его части и особенности. Каждый урок, приведённый в книге, рассчитан в
среднем на сорок минут. Если вы работаете с первоклассни¬ками, каждый урок
можно разбить на два и проводить занятия дважды в неделю. В учебнике в конце
каждого урока приводятся домашние задание и советы для самостоятельных
занятий. Краткие
советы и советы по проведению каждого урока для учителей приводятся ниже. |
|
|
|
Что делать с изобретениями детей? Вы
будете удивлены, сколько разнообразных собственных поделок начнут показывать
вам дети, приобретя небольшой опыт складывания. Не все изделия будут
равноценны, одни - просто разновидности уже известных поделок, другие
-попытки создать что-то свое, самобытное, личное. Хвалите всех! Каждая
попытка творить достойна всяческой поддержки и похвалы! Внимательно
относитесь к изделиям ваших учеников - среди них встречаются настоящие
находки! Некоторые из детских работ наших маленьких соотечественников уже попали
в книги по оригами, издавались в периодике и показывались на международных
выставках. Для того, чтобы и ваши ученики смогли показать свои работы (а вы
получить заслуженные лавры способного учителя) вам потребуется сделать чертёж
этих работ. Как правило, сами дети с трудом справляются с этой задачей. В
первую очередь чертежи пригодятся вам самим, чтобы впоследствии без труда
воспроизвести придуманную учеником поделку. Заведите папочку «Изобретения».
Очень скоро она превратится в полезный источник пополнения ваших оригамских
знаний. |
|
|
|
Как научиться правильно зарисовывать схемы самобытных
изделий? Приводим
ряд деловых советов, которые могут оказаться полезными для вашей работы. Они
могут показаться простыми, но нам потребовалось около двух лет работы, чтобы
постепенно их запечатлеть. 1. Если
вам в руки попало изделие, которое вы рассматриваете как самобытное, не
спешите. Попробуйте бережно разобрать и собрать его. Сложите изделие
несколько раз. Убедитесь, что вы сами уверенно его воспроизводите. Для этого
положение всех точек и линий на поделке должно быть однозначно определено. 2. Попробуйте
выработать наиболее удобную последовательность складывания. Не всегда первый
способ оказывается самым удачным. 3. Сразу
же сделайте от руки хотя бы черновой набросок основных шагов складывания.
Иначе пройдёт неделя, и вы опять будете ломать голову над этим изобретением. 4. Используйте
только международные условные знаки, которые приводятся в учебнике. С их
помощью можно справиться с работой любой сложности. 5. Окончательный
чертёж может быть сделан на листе для пишущих машинок. Избегайте скромных
клочков бумаги, выдранных из старых тетрадок. Уважайте свой труд. Работайте
тонким чёрным фломастером, перьевой или шариковой ручкой. 6. Работайте
с помощью «метода точек»: приложите к листу квадрат, карандашом поставьте
точки на бумаге по углам, уберите квадрат и соедините точки линиями. Если у
вас твёрдая рука, это можно сделать без линейки. Согните бумагу, снова
приложите получившуюся поделку к листу, снова поставьте точки... И так далее.
Так вам удастся сохранять правильные пропорции всех частей поделки на
чертежах. Когда изделие станет слишком маленьким, возьмите квадрат побольше и
дойдите до пункта, на котором остановились, а затем двигайтесь дальше. 7. Вся
последовательность складывания должна быть представлена серией
пронумерованных рисунков. 8. На
каждом рисунке обычно представляется только одно действие. Не втискивайте в
один рисунок сразу пять линий сгибов - потом будет трудно разобраться. Вы
можете начать схему складывания не с квадрата, а с какой-либо известной
базовой формы, написав её название. 9. Рисунки
не должны перекрываться. Наилучшее количество рисунков на листе машинописного
формата - шесть - восемь. 10. Придумайте
соответствующее название. Постарайтесь, чтобы оно было самобытным. Помните - в мире уже существуют
уже сотни «птичек». Обязательно укажите фамилию и возраст автора. |
|
|
|
Как и где закрепить права на самобытные изобретения? Вы можете
послать сложенные изделия и их чертежи в Японское объединение оригамистов по
адресу: Nippon Origami Association, 1-096 Domir Gobancho, 12-Gobancho, Chiyoda-ku, Сопроводительное
письмо должно быть составлено на японском или английском языке с указанием
обратного адреса, фамилии автора и названия изделия. В
России записью самобытных изобретений занимается (уже утомился) Петербургский
Центр Оригами, куда вы также можете отправить свои работы. (Устаревший)
Адрес Центра: 193318
Санкт-Петербург, а/я 377, Петербургский Центр Оригами Не
забудьте вложить конверт для ответа. Все
авторские изобретения в технике оригами являются интеллектуальной
собственностью автора и охраняются международными авторскими правами.
Воспроизведение схем их складывания в открытой печати (газете, журнале,
книге) возможно только после письменного разрешения автора. |
|
|
|
Как расширить
свои познания в оригами? Изучив
условные знаки, базовые формы и простейшие приёмы складывания, вы сделали
только первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Чтобы
расширить свои познания в оригами, советуем: — ознакомиться
с литературой, посвящённой работе с бумагой. Заказать заинтересовавшую вас книгу
можно по почте: (устарев. адрес) 193318, С.-Петербург, а/я 1 «Книга по
оригами - почтой». Информация о имеющейся в наличии литературы и её стоимости
высылается в вашем конверте бесплатно; — подписаться
на журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги», в каждом номере
которого приводятся не только новые модели, но и рассказывается об известных
оригамистах мира, даются методические советы для родителей и педагогов,
публикуются аннотации новой литературы, новости, заметки о японской культуре. — Оформить
подписку на журнал можно (было на момент издания книги) в любом почтовом
отделении. Адрес странички журнала в Интернет: — посетить
в дни весенних школьных каникул в С.-Петербурге конференцию преподавателей
оригами и знатоков этого древнего искусства. Об условиях участия в
конференции можно (было) узнать, написав по адресу СПб центра оригами; — познакомиться
с членами Московского «Клуба оригами». Клуб, где два раза в неделю (по средам
и пятницам) проходят занятия, обмен опытом и впечатлениями любителей искусства
оригами, работает (давно переехал) на базе Московского колледжа архитектуры и
строительных искусств. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ЦЕНТР ОРИГАМИ: (устарев.
адрес) 193318 Россия, Санкт-Петербург, а/я 377, Центр Оригами МОСКОВСКИЙ
КЛУБ ОРИГАМИ: (устарев.
адрес) 125315 Москва, ул. Усиевича, 31 (ст. м.«Сокол») тел. … |
|
|
|
СОВЕТУЕМ
КНИГИ 1. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Оригами. Игры и фокусы с бумагой». СПб., «Химия», 1994.
- 64 с., ил. Несколько авторских работ, в том числе двигающиеся модели. 2. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Оригами в вашем доме». М., «Легпромбытиздат», 1994.- 96
с.: ил. Подборка из сорока авторских и классических моделей из разных
областей оригами. 3. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане». СПб., Химия, 1994. 64 с.:
ил. Восемнадцать моделей животных и птиц разной степени сложности. 4. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Рождественское оригами». М., «Аким», 1994. - 32 с.: ил. Брошюра
посвящена новогодним и рождественским украшениям. Включает восемнадцать
работ; за исключением одной все авторские. 5. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Собаки и коты - бумажные хвосты». СПб., «Химия», 1995.
- 64 с.: ил. Пятнадцать моделей собак и кошек средней сложности. 6. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Оригами на праздничном столе». М., «Аким», 1995. - 32
с.: ил. Схемы
складывания салфеток, открыток и коробочек, которые могут пригодится при
оформлении праздничного стола, всего 18 моделей. 7. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Цветущий сад оригами». Спб., «Химия», 1995. - 56 с.:
ил. Издание включает 15 авторских моделей цветов и листьев и две вазы. 8. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Ферма оригами». СПб., «Химия», 1996. - 48 с.: ил.
Семнадцать авторских самобытных изделий, из которых можно построить уютный
мир сельской фермы с домами, деревьями, лужайками, животными и птицами. 9. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Банк оригами. Искусство складывания денег». М., «Аким»,
1996. - 32 с.: ил. Шестнадцать работ средней степени сложности,
демонстрирующих складывание денежных купюр. Все модели с равным успехом можно
сделать из половинки квадрата. Книжка содержит небольшое вступление,
посвящённое истории бумажных денег. 10. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Оригами. Корабли и самолёты». СПб., «Химия», 1996. • 56
с.: ил. В
отечественной литературе это практически первое издание, полностью
посвящённое навыкам изготовления самолётиков и корабликов из бумаги. 11. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Универсальный бумажный конструктор - оригами». М.,
«Аким», 1997. – 64 с.: ил. Двадцать
авторских самобытных изделий, собирающихся без клея из отдельных несложных
деталей - модулей, каждый из которых складывается из квадрата или
прямоугольника. Показан принцип строительства знаменитого замка из бумаги
американского оригамиста Эдварда Салливана. 12. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Игрушки из бумаги». СПб., «Литера», 1997. - 128 с.: ил. Книжка
для начинающих знакомит с техникой кирикоми оригами (складывание с
применением одного-двух надрезов), содержит 26 авторских и классических
моделей 13. АФОНЬКИН
С.Ю., АФОНЬКИНА Е.Ю. «Кусудамы - волшебные шары». М., «Аким», 1997. - 64 с.:
ил. Семнадцать классических и авторских моделей кусудам, собирающихся из
отдельных модулей, каждый из которых в свою очередь складывается из бумажного
квадратика и превращается в волшебный шар. 14. АФОНЬКИН
С.Ю., КАПИТОНОВА И.В. «Оригами и геометрия». Чебоксары, ЧГУ, 1993. - 28 с. Брошюра
с формулировками отдельных задач по геометрии, решаемых при помощи
перегибаний бумажного листа. 15. БЕЛИМ
С.Н. «Путешествие в страну оригамию». Омск, ОмГУ, 1994. - 28 с. Брошюра посвящена
первым шагам в оригами. 16. БОГАТЕЕВА
З.А. «Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и
родителей». М., «Просвещение», 1992. - 208 с.: ил. Сочетание
складывания и вырезания. Примеры простейших композиций. Книга иллюстрирована цветными
фотографиями. Рекомендована для работы с детьми разного возраста в детском
саду. 17. «ИГРУШКИ
ИЗ БУМАГИ». СПб., «Дельта», 1996. - 318 с.: ил. Книга
включает более восьмидесяти классических поделок из бумаги, часть из них
делается с применением ножниц. Практически все модели хорошо известны опытным
оригамистам. 18. КАТХАНОВА
Ю.Ф. «Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй». М., «Владос», «Аким», 1994. -
64 с.: ил. Несколько классических работ по оригами дополнены вырезными
изделиями и аппликациями. 19. КОРОТЕЕВ
И.А. «Оригами для малышей». М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.
- 95 с.: ил. Книга
включает более шестидесяти несложных изделий, большинство из которых является
классическими. Не указано авторство работ там, где это можно было бы сделать.
Несколько работ выполняются в технике «кирикоми оригами» - складывание с
применением ножниц. Некоторые базовые формы названы автором по-своему. 20. КОРОТЕЕВ
И.А. «Как долететь до оригами». М., «Два жирафа», 1996. - 16 с.: ил. Тоненькая
цветная книжка, предназначенная для маленьких начинающих оригамистов (6 — 8
лет), построена в виде сказки про бумажного мальчика Якко-сана и его дедушку. 21. КУЗНЕЦОВА
О.С. «Самолётики». М., Издательский дом «Карапуз», 1995. - 16 с.: ил. Книжка-малышка
из серии «Мастерилка» включает шесть классических моделей самолётиков. Схемы
без условных знаков, цветные иллюстрации. 22. КУЦАКОВА
Л. «Оригами 1-2». М., «Владос», 1994. - 48 с.: ил. Набор
классических работ, многие из которых выполнены с применением ножниц. 23. «Новые
самоделки из бумаги. 94 современные модели». М.,«Лирус»,1995.- 240 с.: ил. Включает
обширную подборку классических работ, каждая из которых проиллюстрирована
чёрно-белой фотографией. 24. «Оригами
и педагогика. Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей
оригами (С.-Петербург, 23 - 24 апреля Тексты
докладов и сообщений. Некоторые авторские изделия, представлявшиеся во время
конференции. Приводится список участников. Большая философская статья
В.Бескровных «Оригами в поисках смысла» 25. «Оригами.
Искусство складывания из бумаги». М., «Московский центр оригами», 1993. - 52
с.: ил. Перевод
на русский язык известного учебного пособия, разработанного Японским
объединением Оригами. Включает пятьдесят семь классических и авторских работ,
складывая которые, читатель знакомится со всеми базовыми формами, принятыми в
оригами. 26. «Оригами
помогает геометрии». М., МПГУ, под ред. Н.И.Чиканцевой, 1995. - 30 с.: ил. В
сборнике рассматриваются примеры задач, которые решаются с помощью
перегибания листа бумаги. Задачи могут быть предложены учащимся как на уроке,
так и на внеклассных занятиях по математике. 27. «Русские
народные сказки». М., «Аким», 1997. - 64 с.: ил. Методический
альбом для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей
включает персонажи к русским народным сказкам «Репка» и «Теремок», сложенные
из бумаги С.Афонькиным, Н.Простяковой и С.Соколовой. 28. РУЗИНА
М.С., АФОНЬКИН С.Ю. «Страна пальчиковых игр». СПб., «Дельта», 1997. - 318 с.:
ил. Книга,
построенная в виде путешествия по неизведанной стране, предлагает уникальный
арсенал из восьмидесяти шести пальчиковых игр и тридцати двух моделей
оригами. 29. «Самоделки
из бумаги: легко и просто». М., «Дрофа», 1995. – 112 с.: ил. (Пер. с англ, книги Р.Нила и Т.Халла «Origami, Plain
and Simple», St. Martin Press, В
русском названии ошибка - в книге не 50, а всего 30 моделей самобытных и не
очень сложных авторских моделей. Чёрно-белые фотографии готовых моделей. 30.
СОКОЛОВА С.В. «Игрушки-оригамушки». Вып.1 СПб., «Химия», 1997.-40 с.: ил.
СОКОЛОВА С.В. «Игрушки-оригамушки». Вып.2. СПб., «Химия», 1998.- 40 с.: ил. Брошюры
показывают, как при помощи складывания и склеивания сделать популярных
персонажей сказок и мультфильмов: Буратино, Кота в сапогах, Гномика, Емели,
Пиратика, Микки Мауса и Деда Мороза. 31.
УРСУ Н.А. «Знакомьтесь, оригами». Каунас, «Швиеса», 1991. - 16 с.: ил. Книга
снабжена сложенными и вклеенными в неё простейшими поделками оригами,
большинство из которых выполняется с надрезами. Модели сопровождаются
стишками для малышей и цветными иллюстрациями. 32. ХЛЯМОВА
Т.В. «Оригами от сердца к сердцу». СПб., 1995. - 32 с. Содержит
схемы складывания одиннадцати моделей различных сердец (орнаментов, закладок,
корон, подставок под фотографии). 33. ХЛЯМОВА
Т.В. «Звёздное небо оригами». М., «Аким», 1997 - 64 с.: ил. Знакомит
читателя с простейшими приёмами складывания разнообразных звёзд из
полупрозрачной папиросной бумаги или кальки. При рассматривании склеенных звёзд
на просвет возникают красивые тоновые узоры. 34. ЧАЩИХИНА
З.М., ЧАЩИХИН В.Д. «Оригами-до. Начало». М., «Анко», 1994. - 42 с.: ил. Шесть
авторских моделей Зухры Чащихиной. 35. ШУМАКОВ
Ю.В., КОЧЕТКОВА Е.Р. «Учимся оригами. Практический курс для начинающих»,
выпуск 1. Ростов-на-Дону, «Лицей», 1995. - 48 с.: ил. Включает
классические и авторские работы разной степени сложности. 36. ШУМАКОВ
Ю.В., ШУМАКОВА Е.Р. «Оригами • чудеса из бумаги». Ростов-на-Дону, 1997. -104
с.: ил. Первая полностью цветная отечественная книга по оригами, все
чертежи-рисунки в которой выполнены самими авторами с помощью компьютерной
графики. Уровень сложности большинства приведённых работ заметно выше
среднего. |
|
|
|
|
|