С. Ю. Афонькин

Е. Ю. Афонькина

 

УРОКИ ОРИГАМИ

в школе и дома

 

 

 

 

Поурочная методика преподавания

 

 

 

Урок первый. Знакомство с оригами.

1. Вначале заинтересуйте слушателей: покажите несколько наиболее впечатляющих (желательно двигающихся вроде «журавлика») поделок, сложенных вами заранее из цветной бумаги большого размера.

2. Предложите научить складывать такие поделки и очень кратко расскажите об истории оригами.

3. Подчеркните, что это универсальный конструктор, и покажите его единственную деталь - квадрат бумаги, разворачивая на глазах класса сложенные заранее изделия.

4. Расскажите, что потребуется для занятий.

5. Объясните, как получить квадратики из прямоугольных листов.

6. Предложите ещё раз посмотреть на сложенные вами поделки. Разверните любую из них и покажите, что на листе всего два типа сгибов - от себя - «долинкой» и на себя - «горкой». Подчеркните, что любая, самая сложная поделка, делается с помощью только двух типов складок. Предложите сделать их ребятам.

7. Попросите ребят достать квадраты, заготовленные дома. Пусть они согнут пополам один квадрат, разогнут его и нарисуют пунктир по линии сгиба. Перевернув квадрат, по линии складки «горой» нарисуют пунктир с точками. Укажите, что это - первые два условных знака, с которыми они познакомились.

8. Модель для обучения: СТАКАНЧИК. Покажите его складывание. Если в классе есть кран, наполните стаканчик водой. Медленно вылейте её в раковину. Разверните стаканчик. Теперь всем ясно: оригами - это фокусы с бумагой!

9. Предложите сложить второй стаканчик по схемам на доске или в учебнике. Посмотрите, кто будет мастер.

10. На наших уроках оригами вы будете знакомить детей с японскими классическими изделиями. Они известны уже не одну сотню лет. Никто точно не знает, кто их придумал. Помимо классических, в оригами существуют и авторские. Их большинство. Каждый человек, который придумывает новую поделку, становится автором-изобретателем. Важно только, чтобы его изделие не повторяло уже существующие поделки.

11. Дополнительная модель: КОГТИ. Если останется время, предложите ребятам поиграть в  «страшилки». Из первого квадратика сложите коготь Крюгера. Это изделие придумал Рамиль Алюшев из г. Пензы. Он ученик Владимира Александровича Крючкова, преподающего детям основы изобретательства.

12. Дайте домашнее задание

 

 

 

Урок второй.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

Весёлые мордашки.

1. Расскажите ребятам о базовых формах. Укажите, что стаканчик, который они осваивали на прошлом уроке, делается из базовой формы ТРЕУГОЛЬНИК.

2. Покажите складывание базовой формы ТРЕУГОЛЬНИК.

3. На этом примере укажите, что складывать надо на парте, стараясь сгибать бумагу от себя (как это показано на схеме).

4. Предложите с помощью базовой формы ТРЕУГОЛЬНИК сложить весёлые мордочки зверюшек: ЛИСЕНКА, СОБАКИ и КОТА.

5. Обратите внимание на новые значки:  «повернуть», «перевернуть», «перегнуть» и «согнуть от себя» (назад).

6. Если останется время, сложите головку БЫЧКА. Это наиболее сложная.

7. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок третий.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

ЛИС и КИСКА АЛИСКА.

1. Продолжаем изучать базовую форму ТРЕУГОЛЬНИК. Попросите кого-нибудь объяснить словами,  как она складывается и нарисовать на доске соответствующий чертёж.

2. На прошлом уроке складывали только мордочки зверюшек, а на этот раз познакомимся с двумя поделками зверей - Лиса и Киски. Первая поделка простая, вторая - посложнее.

3. Расскажите, что поделку ЛИСА придумал известный слепой японский оригамист господин Сабуро Казе. Этот удивительный человек не видит, как работают его руки и пальцы, но действуют они настолько уверенно и точно, что изделия получаются порой лучше и красивее, чем у людей зрячих. Господин Сабуро Казе часто представляет удивительное искусство оригами публике. В конце 1991 года он посетил Петербургский Центр Оригами, где познакомил отечественных любителей складывания со своими изобретениями.

4. Попросите ребят повторить складывание Лиса по памяти.

5. Сложите следующую поделку - КИСКУ АЛИСКУ.

6. Обратите внимание детей на новые условные знаки - «увеличение изображения», «равные части» и стрелочку «тянуть, тащить».

Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок четвёртый.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

Строим домики.

1. Спросите, справился ли кто-нибудь со складыванием Лиса вслепую. Если да, попросите повторить этот подвиг перед классом.

2. Предложите вашим ребятам игру - постепенное складывание персонажей городка ОРИГАМИ. От урока к уроку, он будет разрастаться и пополняться постройками и новыми жителями. Для начала займёмся складыванием домиков.

3. Сложите первый - ДОМИК С КРЫЛЬЦОМ - и попросите сложить ещё один такой же домик по памяти или по схемам в учебнике.

4. Сложите второй - ДОМИК С ТРУБОЙ - и попросите сложить ещё один такой же домик по памяти или по схемам в учебнике.

5. Если останется время, можно показать складывание ДОМИКА С ВЕРАНДАМИ.

6. Обратите внимание учеников на новый знак - «прямой угол»

7. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок пятый.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

Шляпная мастерская.

1. В оригами не применяют линейку и транспортир. Отрезки, стороны и углы делят «на глазок». Этот урок посвящён укреплению у детей глазомера – будем делить углы на три равные части. Такой приём отработаем при складывании двух классических КОЛПАЧКОВ.

2. Обратите внимание учеников на новый знак - «равные углы».

3. Для того, чтобы проверить развитые на уроке навыки, предложите ребятам выполнить контрольное задание - складывание ГРИБКА.

4. В начале работы необходимо освоить новый приём - «вогнуть внутрь». Покажите его на отдельном квадрате.

5. Освоив этот приём, можно приступать к складыванию ГРИБКА.

6. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок шестой.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

САМУРАЙСКИЙ ШЛЕМ и ТИРОЛЬСКАЯ ШАПОЧКА.

1. Познакомьте ребят с двумя новыми моделями - классическим САМУРАЙСКИМ ШЛЕМОМ и авторской ТИРОЛЬСКОЙ ШАПОЧКОЙ.

2. Начните с САМУРАЙСКОГО ШЛЕМА. Сложите его сначала из квадратика небольших размеров.

3. Попросите повторить складывание ШЛЕМА из газеты, которую ученики должны были принести именно для этой цели.

4. Теперь перейдём к ТИРОЛЬСКОЙ ШАПОЧКЕ. Схема этой шляпы была опубликована в декабрьском номере Британского журнала оригами в 1994 году.

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок седьмой.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

Голубь и Сердце.

1. На наших уроках мы уже встречались с условным значком «Вогнуть внутрь» (маленькая стрелочка). Похожее действие в оригами можно записать и другим способом, с которым мы сегодня познакомимся. Такой приём часто используется при складывании клювов оригамских птиц.

2. Покажите как выполняется действие «вогнуть внутрь» (такой приём пригодится при складывании ГОЛУБЯ), покажите все шаги работы на отдельном квадратике. Пусть ребята повторят их за вами.

3. Покажите, как складывать ГОЛУБЯ и попросите сложить ему пару - голубку из второго квадрата по памяти или по рисункам в учебнике.

4. Второе изделие - ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ - представлялось на международной выставке в Японии в 1993 году. Его автор - Саша Афонькина - не только изобретает собственные модели, но и даёт уроки оригами в младших классах своей школы. Быть может и ваши ученики, когда станут опытными оригамистами, тоже начнут учить малышей?

5. Предложите сложить ещё одно такое СЕРДЕЧКО на память или по рисункам в учебнике.

6. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок восьмой.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК.

Модульное оригами.

1. До сих пор все поделки, которые мы складывали, делались из одного единственного квадрата. Однако, в оригами существует и другой способ мастерить замечательные конструкции. Они собираются из нескольких одинаковых деталей - модулей. Модули обычно не склеиваются, а просто вставляются друг в друга. Познакомьте ваших учеников с такими изделиями.

2. Запомните сами и объясните ребятам главные правила сборки многомо­дульных изделий:

а) все модули должны быть сложены совершенно одинаково из одинаковых квадратов;

б) проверьте, чтобы все модули перед началом сборки лежали на столе в одном и том же положении;

в) никогда не крутите в руках модули перед сборкой - так легко запутаться.

3.  Покажите работу с модулями на примере КОРОНЫ, Это одна из простейших многомодульных конструкций.

4.  Пусть ваши ученики возьмут четыре больших квадрата и сложат из них себе настоящую большую корону! Теперь у каждого из них есть возможность хоть ненадолго почувствовать себя настоящим королем. Посмотрите, кто первый будет готов к коронации!

5.  Второе изделие - ЗВЁЗДОЧКА - чуть посложнее. Каждый из её четырёх модулей складывается несложно, а вот сборка представляет маленькую головоломку. Вам придется показать её ученикам очень подробно.

6.  Обратите внимание учеников на новые знаки - «вставить один модуль в другой» и «количество модулей, необходимых для сборки» (знак умножения в скобках).

7.  Дайте домашнее задание.

 

 

 

 

Урок девятый.

Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ.

ПЕТУХ и УТКА.

1. Познакомьте учеников с новой базовой формой - ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ и покажите её складывание на отдельном квадрате.

2. Первое изделие, с которым вы познакомите ребят, используя новую базовую форму - классическая УТОЧКА. Пусть они сложат её из второго квадрата.

3. Хотя УТОЧКА - одно из самых простых изделий в технике оригами, она как нельзя лучше выражает душу этого удивительного искусства - ещё минуту назад в ваших руках был простой квадрат, а теперь даже самый маленький ребёнок узнает в получившейся поделке плывущую птичку.

4. Перед складыванием второй поделки - классического ПЕТУХА - отработайте с ребятами новый приём - «выгнуть наружу» на отдельном квадратике.

5. Покажите, как складывается вторая поделка урока - ПЕТУХ.

6. Если останется время, попросите сложить ещё одного ПЕТУХА на память.

7. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок десятый.

Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ.

ВОРОБЕЙ

1. Фигурка ВОРОБЕЙ, с которой вам предстоит познакомить учеников на этом уроке, непростая. По чертежам без подсказки сложить её трудно. Будьте готовы как можно подробнее показать весь ход работы на большом квадрате бумаги.

2. Обратите внимание учеников на новый условный знак - «складка- молния».

3. После того, как ребята справятся с первым ВОРОБЬЕМ, для закрепления материала повторите весь ход складывания ещё раз.

4. Попросите третьего воробья собрать на память.

5. Чтобы ваши ученики хорошенько запомнили, как делается ВОРОБЕЙ, можете рассказать им, как делается пошаговая карта. Нужно сделать и вклеить в тетрадку отдельные шаги складывания поделки. Начните с базовой формы ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ. Выполните первое действие, вклейте заготовку в альбом и напишите цифру «один». Возьмите второй квадратик, выполните первое и второе действия и вклейте заготовку в альбом. Напишите цифру «два». Работая таким образом, «разложите» складывание поделки на все шаги до готового ВОРОБЬЯ. Сделайте такую карту заранее и покажите её ученикам.

6. Дайте домашнее задание и предложите ученикам попробовать сделать такую пошаговую карту дома самостоятельно.

 

 

 

Урок одиннадцатый.

Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ.

ЛЕБЕДЬ и ЦВЕТОЧКИ.

1. Продолжаем изучение базовой формы ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ.

2. Попросите ребят сложить её на память и покажите на её основе складывание классического ЛЕБЕДЯ.

3. Большая половина урока будет посвящена складыванию лепестков для цветов. Покажите складывание одного лепестка и предложите ребятам сложить семь таких лепестков из маленьких квадратиков. Расположите в альбоме по кругу - получится красивый цветок!

4. Эти несложные работы, предложенные Валентиной Петровной Пудовой, преподающей оригами детям в городе Ломоносове, могут использоваться для изготовления аппликаций. Несложные вариации в складывании отдельного лепестка создают несколько иную форму цветка. Попробуйте, используя этот приём, предложить детям придумать собственный цветочек.

5. Цветок можно сделать и объёмным, стоящим на столе. На уроке собрать такую конструкцию сложно; расскажите только как это сделать и покажите ребятам готовый цветок на стебле, который вы заготовили заранее дома.

6. Покажите, как складывать стебель. Его следует делать из большого квадрата. Тогда цветок можно просто одеть сверху (покажите ученикам ваш приготовленный заранее цветок) Если немного приоткрыть низ поделки, цветок можно поставить на стол.

7. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двенадцатый.

Базовая форма ДВЕРЬ.

ЛОДКИ и АВТОМОБИЛИ.

1. Познакомьте ваших учеников с новой базовой формой - ДВЕРЬ. Сложите её из отдельного квадрата, а затем приступайте к изделиям урока.

2. Для того, чтобы справиться с первой поделкой - классической ПИРОГОЙ, нужно показать ход её выворачивания наизнанку. Обычно с этим действием детям бывает трудно справиться самостоятельно.

3. Попросите ваших учеников поупражняться в изготовлении индейских лодок и сделать ещё одну по записям или по учебнику.

4. Работая со второй поделкой - классическим АВТОМОБИЛЕМ, укажите, что немного изменяя соотношение сгибов, можно получить АВТОМОБИЛЬ другой марки. Пусть ваши ученики попробуют сложить второй автомобиль, немного отличающийся от первого.

5. Дайте домашнее задание

 

 

 

Урок тринадцатый.

Базовая форма ДВЕРЬ.

Собираем КУБИКИ.

1.   Познакомьте на этом уроке ваших учеников с основами сборки КУБИКОВ. Каждый КУБИК обычно собирается из шести одинаковых модулей (по числу сторон). Каждый квадратик складывается в модуль, у которого есть два «кармана» и две «вставки». Достаточно один раз собрать КУБИК, чтобы понять принцип соединения подобных построений.

2.   Попросите ваших учеников проверить - одинаковы ли их квадраты, приготовленные для работы. Если они отличаются по размерам, КУБИК не собрать!

3 Покажите ход складывания одного классического модуля для КУБИКА.

4. После того, как ваши ученики сложат все модули, попросите совместить все шесть вместе - они должны полностью совпадать (поскольку заготовку модуля в ходе работы часто приходится переворачивать, случаются ошибки).

5. Теперь можно приступать к сборке. Покажите принцип вставки нескольких модулей друг в друга. Предложите вашим ученикам самостоятельно собрать КУБИК. Помогайте отстающим и тем,  у кого возникнут вопросы (а они обязательно появятся). Попросите справившихся стать вашими помощниками.

6. Второй КУБИК мы предлагаем использовать как дополнительный материал к уроку.

7.  Обратите внимание учеников на новый знак - «перегнуть назад»

8.  Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок четырнадцатый.

Подготовка к Новому Году.

ЗВЁЗДЫ.

1.  Посвятите этот урок Новому Году. Сложенные на нём ЗВЕЗДЫ помогут вам и ученикам украсить класс или кабинет к празднику.

2.  ЗВЕЗДЫ в оригами могут складываться из одного квадрата или быть многомодульными изделиями. На этом уроке вы познакомите ребят с примерами таких работ.

3. Начните с классической ПЯТИУГОЛЬНОЙ ЗВЕЗДЫ. Она складывается из одного квадрата. Очень красиво смотрятся такие звёздочки, сделанные из фольги или яркой бумаги для упаковки подарков.

4. Попросите сложить ещё одну ПЯТИУГОЛЬНУЮ ЗВЁЗДОЧКУ на память или по рисункам в учебнике.

5. Вторая ЗВЁЗДОЧКА - авторская. Она собирается из четырёх модулей. Для того, чтобы справиться с этим изделием, вашим ученикам придется вспомнить базовую форму ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ.

6. Покажите ход складывания одного модуля и принцип их соединения между собой.

7. Если останется время, попросите собрать ещё одну такую звезду.

8. Дайте домашнее задание.

 

 

 

 

Урок пятнадцатый.

Базовая форма БЛИНЧИК.

Подготовка к Новому Году. ОРНАМЕНТЫ.

1. Продолжаем подготовку к Новому Году. Для того, чтобы сложить пару ОРНАМЕНТОВ, познакомьте ваших учеников с новой базовой формой - БЛИНЧИК.

2. Из неё можно сложить много интересных моделей. Например, классический двухтрубный кораблик. Он известен ребятам во многих странах. Спросите, может ли кто-нибудь сложить такую поделку и рассказать, как она делается.

3. Покажите, как складывать модуль для первого ОРНАМЕНТА. Покажите приём соединения модулей. Пусть ваши ученики сами определят, сколько нужно сделать модулей, чтобы они замкнулись в кольцо.

4. Покажите складывание модуля для второго ОРНАМЕНТА и объясните приём их сборки.

5. Дополнительное задание: обратите внимание учеников на орнамент (Рис. 7). Его схема складывания и сборки не приводится. Покажите эту картинку и предложите разгадать, как складывается модуль этого ОРНАМЕНТА.

6. Если раздать ученикам заранее заготовленные большие квадраты одинакового размера, можно сложить « Орнамент дружбы ». Пусть перед началом работы каждый из учеников напишет на квадратике своё имя вместе с добрым пожеланием на будущее и сложит один модуль. Тогда каждый готовый орнамент будет итогом совместных усилий!

7. Дайте домашнее задание.

 

 

 

 

Новый Год в Японии.

Многие ученики просят иногда рассказывать не только об оригами, но и о том, как японцы встречают Новый Год. Ниже приводится рассказ об этом празднике Татьяны Владимировны Хлямовой, члена Петербургского Центра Оригами, серьёзно увлекающейся изучением культуры Японии:

Новый Год (по-японски СЕГАЦУ - истинный месяц) один из важнейших праздников в стране. Он состоит из подготовки, встречи и проводов божества ТОСИГАМИ. Оно никогда не приходит в грязный дом. Поэтому в последние дни всё начищается до блеска, покупаются новая одежда и циновки, жилище украшают всеми доступными способами.

Справа и слева перед входом в дом ставятся КАДОМАЦУ - парные украшения из стеблей бамбука, перевитых лапами сосны (кадо - ворота, мацу осна) и укреплённых особыми верёвками СИМЕНАВА. Их делают из рисовой соломы. Такие украшения будут стоять после Нового Года ещё целую неделю - до седьмого января.

Над дверью укрепляют СИМЕКАДЗАРИ - пучки рисовых верёвок с вплетёнными в них сосновыми ветками, цветами сливы или персика, листьями папоротника, ракушками, морскими тварями вроде сушёных каракатиц и водорослями. Все эти предметы имеют магическое обрядовое значение.

В домах готовится МОТИБАНА (цветы из моти) - веточки с особыми лепёшками в виде цветков. Во время праздника каждый из домочадцев съедает столько моти, сколько ему лет, и получает по два колобка ДАНГО, похожих на маленькие куклы неваляшки.

Под Новый Год в Японии принято изготавливать и дарить кукол ДАРУМА с белыми глазницами. Один глаз раскрашивают, когда загадывают желание, а второй после его исполнения. Одноглазых кукол, не оправдавших ожиданий, к концу года выбрасывают, а двуглазых торжественно сжигают.

Перед праздником все в Японии стараются приобрести ХАМАЮМИ собые тупоконечные стрелы с белым оперением. Они оберегают дом от злых духов. Купить их не так-то просто, ведь на всю страну их изготавливается всего 500 тысяч штук. Если не повезет, можно обойтись бамбуковыми грабель­ками КУМАДЭ - счастье в новом году загребать. А богатство приманивают, даря белые конвертики с вложенной монеткой.

В новогоднюю ночь под подушку надо обязательно положить открытку, выполненную в технике КИРИКАМИ (прорезной бумаги). Внутри неё - изобра­жение кораблика, везущего сокровища (ТАКАРА-БУНЭ). На его борту плывут семь богов счастья. Они обязательно должны присниться в праздничную ночь. Кстати о снах. Самые важные из них в ночь с 1 на 2 января. Если привидится гора Фудзи, сокол или баклажаны - год будет счастливым. Змея, мечи, ножи и лунный свет означают богатство и славу. Землетрясение во сне - к перемене жительства. Снег означает счастье, лёд предвещает женитьбу или замужество. И только приснившийся дождь принесёт неприятности.

Старый год кончается по обычаю трапезой из гречишной лапши СОБА. В это время все с нетерпением ожидают последнего, 108-го удара колоколов в синтоистких храмах. С его звуком все очищаются от грехов и неприятностей уходящего года. С последним ударом все ложатся спать. Никаких поздних застолий. Ведь надо будет подняться ещё засветло и в новой одежде всем семейством отправиться к морю или в горы встречать первый восход солнца в новом году.

Вернувшись домой, семья садится за первую трапезу нового года. Едят лепёшки МОТИ и суп О-ДЗОНИ из морских продуктов, овощей и кусочков птичьего мяса. Пьют О-ТОСО. Он содержит алкоголь, но немного. Если разба­вить, можно давать и детям. После трапезы совершаются визиты с пожеланием счастья.

Второго января можно посетить императорский дворец. Только в этот день

он открыт для всех желающих. Кто знает, быть может сам император именно вам махнёт рукой в знак своей милости? Тогда в новом году точно всё будет в порядке!

 

 

 

Урок шестнадцатый.

Базовая форма БЛИНЧИК.

Две КОРОНЫ.

1. Продолжаем знакомиться с изделиями на основе базовой формы БЛИНЧИК. На этом уроке познакомьте ребят с двумя КОРОНАМИ. Одна складывается из одного квадрата, а другая - многомодульная - из четырёх.

2. Обратите внимание ваших учеников - чтобы первая КОРОНА хорошо держала форму, все рёбрышки на готовом изделии необходимо «прогладить» пальцами.

3. Предложите сложить ещё одну такую же КОРОНУ по памяти и переходите ко второй КОРОНЕ.

4. Покажите вашим ученикам, как складывается один модуль, и объясните приём их соединения.

5. Если останется время, предложите сложить КОРОНУ но не из четырёх, а из пяти модулей.

6. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок семнадцатый.

Базовая форма ДОМ.

ПИЛОТКА и ПИАНИНО.

1. Знакомимся с новой базовой формой - ДОМ. Для первоклассников эту базовую форму можно давать как самостоятельное изделие. Обыграйте его - предложите нарисовать на ДОМЕ окошки, дверь, трубу и т.д.

2. С ребятами постарше сложите два изделия на основе этой базовой формы - ПИЛОТКУ и ПИАНИНО.

3. Обратите внимание ваших учеников на новый условный знак - «завернуть».

4. Можно предложить сложить ПИЛОТКУ из большого газетного листа.

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок восемнадцатый.

Базовая форма ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА.

КУБИКИ и БОМБОЧКИ.

1. Познакомьте ваших учеников с новой базовой формой – ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА. Она названа по одноимённому изделию, с которым многие ребята знакомы.

2. Добейтесь того, чтобы ребята правильно складывали эту базовую форму.

Многие пытаются это делать «на глазок», не намечая все необходимые линии. Красивого прилежного изделия в таком случае, естественно, не получить.

3. Покажите складывание на основе этой базовой формы надувной БОМБОЧКИ.

4. Обратите внимание ребят на новый значок - «надуть».

5. Если добиться, чтобы все углы этого изделия были прямыми, БОМБОЧКУ можно использовать как строительный КУБИК. Во внеурочное время с ребятами можно провести игру в «строителя башен». Выигрывает тот, кто за определённое время сложит из квадратов стандартного размера больше КУБИКОВ-БОМБОЧЕК и построит из них башню.

6. Если ваши ученики умеют складывать БОМБОЧКИ, не огорчайтесь. Покажите им другой, испанский вариант этого изделия – БОМБОЧКУ С КРЫЛЫШКАМИ. Наверняка он ребятам незнаком.

7. Если останется время, предложите вашим ученикам сложить ещё одну такую модель.

8. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок девятнадцатый.

Базовая форма ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА.

ЗАЯЦ, РЫБКА и ЧЁРТИК.

1. Начните урок с повторения базовой формы ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА. Пусть все ребята правильно её сложат.

2. Занятие посвящено надувным игрушкам - относительно немногочисленным изделиям в оригами. Начните с классической МОРДОЧКИ ЗАЙЦА и сложите её с ребятами.

3. Попросите ваших учеников нарисовать зайцу забавную мордочку (пример можете изобразить на доске).

4. Мордочке явно не хватает туловища. Быть может использовать для этой цели ВОДЯНУЮ БОМБОЧКУ? Предложите ребятам сложить её и примерить к мордашке.

5. Теперь займёмся РЫБКАМИ. Для того, чтобы сложить одну, надо повторить все действия при складывании мордочки кролика до пункта 3. Покажите, как действовать дальше, и сложите РЫБКУ.

6. Попросите сложить вторую такую же рыбку и раскрасить обеих.

7. Если осталось время, познакомьте ребят с авторской работой Елены Витальевны Безруких. Она придумала весёлую надувную рожицу ЧЁРТИКА. Покажите ребятам, как она складывается.

8. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцатый.

День святого Валентина.

ПИСЬМО С СЕРДЕЧКОМ.

1. На этом занятии вы научите ребят складывать классическое письмо в виде сердечка. Обычно письма складываются не из квадратов, а из прямоугольных листов (для пишущих машинок), которые ваши ученики должны были принести к этому уроку.

2. Покажите ход складывания «сердечного» письма. Пусть ребята повторяют все действия вслед за вами.

3. Обратите внимание учеников на новый знак - «невидимая линия».

4. Сложите вместе с учениками ещё одно такое же письмо, попросите их запомнить последовательность складок.

5. В оставшееся время, пусть они напишут несколько тёплых поздравительных слов на третьем листке бумаги маме или друг другу и сложат «сердечное» письмо самостоятельно.

6. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать первый.

Базовая форма РЫБА.

ЛЕБЕДЬ из ЯПОНИИ.

1. На этом уроке освоим новую базовую форму - РЫБА. Сначала сложите её вместе с учениками из отдельного квадрата.

2. Покажите вашим ученикам заранее заготовленную поделку ЛЕБЕДЯ. Прежде чем приступать к её складыванию, научите ребят делать складку «двойная молния», этот приём пригодится в работе.

3. Теперь сложите ЛЕБЕДЯ вместе с учениками.

4. В оставшееся время предложите сложить лебедю для компании пару и двух маленьких лебедят. Помогайте тем, кто забудет последовательность складок.

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать второй.

Базовая форма РЫБА.

Дрессированные ВОРОНЫ и МОРСКИЕ КОТИКИ.

1. Продолжаем осваивать базовую форму РЫБА. На этом уроке сложим с её помощью две классические поделки.

2. Начните с МОРСКОГО КОТИКА. После того, как ваши ученики справятся с этой моделью, попросите сложить ему пару.

3. Показав складывание второй поделки - ВОРОНЫ, предложите ученикам сыграть с её помощью в увлекательную игру. Весь класс делится на несколько команд по числу рядов (обычно шесть). Перед каждым играющим лежит квадрат бумаги. По команде « начали!» каждому нужно сложить ВОРОНУ (члены одной команды могут помогать друг другу). Пока ребята складывают ВОРОН, положите на последние парты заранее заготовленные шарики из обрезков бумаги. Игроки передают небольшой бумажный шарик с последней парты на первую. Шарик надо передавать с помощью ВОРОН (из клюва в клюв)игурки надо держать только за крылья. Выигрывает та команда, чей шарик первым упадёт в вашу подставленную ладонь. Остальные команды занимают второе, третье, четвёртое... и так далее места. Упавший на пол шарик поднимать руками нельзя! Только ВОРОНОЙ! Эта игра обычно пользуется необычайным успехом у ребят!

4. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать третий.

Праздник девочек.

1. Урок посвящён Празднику девочек ( «Хина мацури»). Он отмечается в Японии 3 марта. В далёкие времена в третий день третьего месяца по календарю совершался обряд избавления от болезней и несчастий. Для этого из бумаги делали небольших кукол, обозначавших мальчика и девочку, и выполнялся обряд перенесения зла и несчастья на поделки кукол, которых потом бросали в ближайшую реку или ручей, чтобы они унесли прочь все беды и недуги. Постепенно появился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского двора. Выставку размещают на ступенчатой подставке, покрытой ярко-красной сукном. На самой верхней полке подставки на фоне позолоченной складной ширмы помещают самых дорогих и красивых кукол, изображающих императора и императрицу. По обеим сторонам ширмы устанавливают фонари. На следующих полках размещают трёх фрейлин, пятерых музыкантов, двух телохранителей и трёх слуг. На самой нижней полочке ставят крошечные обеденные приборы и другую утварь, а также угощение для кукол. На полочках устанавливается также два деревца - персиковое и мандариновое. Помещение украшается ветками цветущего персика и цветочными кусудамами.

2. Расскажите ребятам об этом празднике и сложите пару кукол.

3. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать четвёртый.

Цветы к восьмому марта.

1.  На этом уроке научите ребят складывать парочку цветочков. Они им пригодятся для праздничных поздравлений.

2.  Начните с классического ТЮЛЬПАНА. Его лучше складывать из жёлтой, красной или розовой бумаги.

3.  Второй ТЮЛЬПАН, нераспустившийся, был прислан из Германии. Это авторская работа. Его придумал Виктор Бескровных, много лет назад печатавший в журнале «Семья и школа» заметки об искусстве складывания. Тогда оригами было почти неизвестно в нашей стране. Теперь автор тюльпана работает в Германии, но по-прежнему продолжает увлекаться складыванием. Вместе со своей поделкой он просил передать привет всем российским оригамистам!

4.  Из больших зелёных квадратов сложите два СТЕБЛЯ для этих ТЮЛЬПАНОВ.

5.  Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать пятый.

Базовая форма КАТАМАРАН.

ЛОДКИ, БАБОЧКИ и ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ.

1. Познакомьте учеников с новой базовой формой - КАТАМАРАН. Для того, чтобы её сделать, надо вспомнить, как складываются уже известные нам базовые формы - БЛИНЧИК и ДВЕРЬ; при изготовлении КАТАМАРАНА они как бы «накладываются» друг на друга. Это довольно любопытный приём, нередко применяющийся при складывании сложных моделей.

2. Все поделки урока можно складывать из одного квадрата, последовательно превращая его то в одно, то в другое изделие. В конце урока для закрепления материала каждую освоенную поделку надо сложить из отдельного квадратика.

3. Начните со складывания самой базовой формы и предложите сообразить, почему она называется именно так. Скорее всего, кто-то предложит согнуть получившуюся поделку пополам. Тогда из неё действительно получается катамаран - двойная лодочка.

4. Дополнительное изделие, с которым можно познакомить ребят - ПАХАРИТА. Предложите ребятам бережно развернуть её и пометить синим и красным карандашами линии долин и гор только поделки пахариты. Предложите на втором квадрате наметить заранее только эти линии и сложить по ним пахариту. Это сложное дополнительное задание!

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок Двадцать шестой.

Базовая форма КАТАМАРАН.

КУСУДАМА.

1. КУСУДАМАМИ в Японии называют красочные подвесные многомодульные шары. По обычаю их подвешивали над постелью больного, действительно поместив внутрь лечебные травы. (КУСУДАМА и означает в переводе «лечебная трава»). Их не нюхали и не заваривали, но, странное дело, со временем больному становилось легче. Самое удивительное, что волшебные кусудамы нередко помогают преодолеть лёгкий недуг и без всяких трав. Так по крайне мере утверждают наши современники, складывавшие их во время недомоганий. Что это - гипноз, благотворное влияние Красоты или модная нынче биоэнергетика? Кто знает... В нашей обыденной жизни кусудамы могут послужить не только самодельным лекарством, но и великолепным украшением интерьера.

2. На этом уроке вы познакомите ребят с простейшей классической КУСУДАМОЙ. А есть и другие, авторские. В Японии и Голландии выпущены отдельные книги, посвящённые складыванию удивительных шаров. Начали изобретать такие конструкции и в России.

3. Классическая КУСУДАМА делается на основе базовой формы КАТАМАРАН. Напомните, как она складывается, и покажите изготовление одного модуля.

4. Предложите вашим ученикам собрать все шесть модулей и склеить их вместе. В результате должен получиться ажурный шар Его можно подвесить за центр любого модуля или за три точки как показано на рисунке. В центры модулей для красоты иногда наклеиваются маленькие кружочки, вырезанные из цветной бумаги.

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать седьмой.

Базовая форма КВАДРАТ.

КОРОБОЧКА-ЗВЕЗДА.

1. Познакомьте учеников с новой базовой формой - КВАДРАТ. Предложите им проделать небольшой опыт: сложить уже известную базовую форму ВОДЯНУЮ БОМБОЧКУ и вывернуть её наизнанку. Когда поделка станет плоской, нужно надавить в центр и собрать вместе все четыре уголка (бумага будет сгибаться сама по уже намеченным линиям). Получится поделка, имеющая сбоку вид квадратика. Это и есть базовая форма КВАДРАТ. Другими словами, базовая форма КВАДРАТ - это базовая форма ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА наизнанку.

2. Покажите другой способ складывания КВАДРАТА. Именно им вы будете пользоваться на последующих уроках - каждый раз выворачивать базовую форму ВОДЯНУЮ БОМБОЧКУ неудобно!

3. Начиная работать с этой базовой формой, не забывайте указывать, где (сверху или снизу) находится глухой угол. Для того, чтобы начать складывать КОРОБОЧКУ-ЗВЕЗДУ, следует положить поделку глухим углом вниз.

4. Попросите учеников сложить самостоятельно вторую КОРОБОЧКУ. Обычно ребята тут же начинают их по-разному использовать - одевают на голову в качестве шляпы, цепляют на уши как наушники. Предложите им подумать, как две коробочки можно склеить вместе, чтобы получить подвеску.

5. Если останется время, предложите заняться исследованиями: что получится, если в самом начале работы боковые стороны КВАДРАТА сгибать не к центральной вертикали, а немного от неё отступить? Это задание можно задать на дом.

6. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать восьмой.

Коробочка САНБО и ШАПОЧКА на яйцо

1. Продолжаем знакомиться с возможностями базовой формы КВАДРАТ. На её основе складывается коробочка САНБО. Это одна из наиболее древних классических поделок, выполненных в технике оригами. Именно такие коробочки много веков назад ставились в синтоиских храмах на алтари. В них клали кусочки рыбы, овощей и фруктов как символические подношения божеству.

2. При складывании коробочки САНБО две базовые формы как бы накладываются одна на другую. Вы уже сталкивались с таким приёмом работы. Обратите на это внимание ребят.

3. Второе изделие урока - ШАПОЧКА. Для её складывания ребятам необходимо вспомнить приём деления стороны на три части (урок пятый ШЛЯПКА КРАСНОЙ ШАПОЧКИ).

4. Оба эти изделия вы можете использовать для украшения Пасхального стола. В коробочку САНБО можно поставить раскрашенное пасхальное яичко и одеть на него сверху ШАПОЧКУ. Если вы решите полностью посвятить этот урок Пасхе, используйте и другие изделия учебника, которые могут подойти к этой теме: ЗАЙЦА, ПЕТУХА, КОРОБОЧКУ-ЗВЕЗДУ, разные ШАПОЧКИ.

5. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок двадцать девятый.

Базовая форма ПТИЦА.

Японский ЖУРАВЛИК.

1. В двух наиболее древних японских книгах, посвящённых оригами, рассказывается, как складывать из бумаги поделку журавлика (Цуру). Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась знаком удачи и долгой жизни. Японцы с любовью и тщательностью складывали журавликов на протяжении как минимум двух сотен лет.

В 1797 году в Киото была издана книга «Сембадуру ориката» - складывание тысячи журавлей. В ней приводились различные варианты складывания пар и гирлянд журавлей из одного квадрата бумаги. С тех пор к обычным вариантам прибавилось много авторских разработок.

Вторая мировая война придала древней поделке ещё одно значение имвола мира. Многие, вероятно, помнят историю Садако Сасаки - девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желаний надо было свернуть тысячу поделок. Она успела сделать 644 журавлика... Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые поделки.

Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячу поделок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее...

2. Познакомьте ваших учеников с новой базовой формой - ПТИЦА и на её основе сложите двух разных журавликов.

3. Этот урок можно провести как урок МИРА. Расскажите подробно историю Садако и попросите сложить дома журавликов в память о ней. Фигурки журавликов, сложенные вашими учениками, можно послать в музей Мира, находящийся в Хиросиме. Вот его адрес:

Hiroshima Peace Memorial Museum, 1-3 Nakajima-cho, Naka-ku, Hiroshima City 730, Japan

4. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок тридцатый.

Праздник мальчиков.

1. Этот урок посвящён празднику мальчиков ( «Танго-но сэкку» - «Праздник ириса» ), который отмечается в Японии 5 мая. С древних времен к этому празднику изготавливали яркие флажки и поделки из бумаги или материи, символизировавшие боевое могущество. Искусно сделанные военные игрушки, выставленные в доме, предназначаются для воспитания мальчиков в духе бесстрашия. Военные игрушки, крошечное оружие, боевые доспехи, самурайские шлемы, луки и стрелы - должны внушать мужскому поколению мужество самураев. Над крышами домов на высоких шестах вывешивают ярко раскрашенных бумажных или матерчатых карпов «кои-нобори». Размеры карпов достигают в длину порой девяти и более метров. Длина их зависит от возраста детей. Самый большой карп чёрного цвета означает главу семьи. Красный карп означает мать семейства, а остальных карпов должно быть столько, сколько мальчиков в семье. Длина карпов зависит от возраста детей. Карп в Японии считается знаком стойкости, смелости и упорства в достижении цели. В дни праздника дома украшаются цветами и листьями ириса. Ирис стал неотъемлемой принадлежностью праздника мальчиков в связи с тем, что японское слово, обозначающее ирис звучит также, как и слово «успех», а листья ириса по виду напоминают самурайский меч.

2. Расскажите о празднике мальчиков и сложите на этом уроке классическую поделку КАРПА и поделку японского воина-НИНДЗЯ.

3. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок тридцать первый.

Лётные соревнования.

1. Многие ребята умеют складывать самолётики из бумаги. Кто первый их придумал? Историки утверждают, что это был не кто иной как великий Леонардо да Винчи. Так это или нет, но большинство летающих моделей авторов не имеют - они успели стать классическими. А ведь есть и авторские модели! Их изобретают и дети и взрослые. В двадцатом веке интерес к бумажным самолётикам возник после первой мировой войны. Однако настоящий толчок к созиданию все новых и  новых  построек бумажных  самолётов  дало  первое  международное соревнование бумажных летающих поделок, организованное в 1967 г. в Америке, в Сан-Франциско. О нём писали крупнейшие газеты мира. Известнейшее Нью-Йоркское издательство «Саймон енд Шустер» выпустило по свежим следам этого события внушительного объёма книгу, включавшую десятки разнообразных бумажных летающих конструкций. По-видимому, в душе каждого взрослого продолжает жить желание запустить в небо самолётик из бумаги! За ней последовали другие соревнования и другие книги.

2. Этот урок посвящён подготовке к лётным соревнованиям. Их можно провести в спортивном зале или даже в коридоре. Каждый участник выступает с моделью, которую он сложил из бумаги самостоятельно. Отмечать можно дальность полёта и время, в течение которого модель держалась в воздухе. Победителей, конечно, должны ожидать небольшие призы.

3. Для представления, что из себя могут представлять авторские летающие устройства, познакомьте с двумя такими изделиями: ИСТРЕБИТЕЛЕМ и ПТЕРОЛЕТОМ. Оба самолёта делаются из листов машинописного формата (примерно 2030 см).

4. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок тридцать второй.

Базовая форма ЛЯГУШКА.

ИРИС.

1. Последняя базовая форма ЛЯГУШКА - самая сложная. Из неё делается классическая надувная ЛЯГУШКА, с которой ребята справляются с трудом. Поэтому в нашем учебнике эта базовая форма представлена другими изделиями, чуть проще - ИРИСОМ и КОЛОКОЛЬЧИКОМ.

2. На этом уроке научите ребят складывать саму базовую форму и ИРИС.

3. Дайте домашнее задание.

 

 

 

Урок тридцать третий.

Базовая форма ЛЯГУШКА.

КОЛОКОЛЬЧИК.

1. Последний урок посвящён закреплению базовой формы ЛЯГУШКА. Сложите на её основе классический КОЛОКОЛЬЧИК, с помощью которого можно «прозвонить» об окончании годового курса оригами.

2. Завершить годовой курс можно проведя ещё одно, заключительное занятие - Конкурс юных оригамистов. Он обычно проводится не в классе, а в актовом зале или в столовой - там больше места. В соревновании участвуют все ваши ученики (обычно это два-три класса). На Конкурс они приходят с большим запасом квадратов (два-три десятка) и складывают из них в течение 1-2 уроков по памяти поделки, с которыми успели познакомиться за год. Работы оценивает совещание из нескольких взрослых. Учитывается не только количество, но и качество работ. Ребята, завоевавшие первые три-пять мест, получают памятные призы или грамоты.

Занятия можно продолжить и на следующий год, но для этого вам потребуется значительно расширить свои познания в оригами.