Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ - МОЗАИКА

Калашникова А.А. г. Енисейск

Программа «Мозаика» родилась в результате 3х летнего опыта работы учебного объединения «Оригами». В программе оригами-мозаика рассматривается как новаторство в области декоративно-прикладного искусства.

Целью данной программы является создание условий для простраивания коммуникативных отношений между родителями и детьми через приобщение их к творчеству, а также возможность ощутить себя автором художественного произведения.

Задачи:

  формирование коммуникативных компетенций детей и родителей;

  развитие внимания, памяти, предвидения, конструктивных способностей, творческого воображения, умения группировать прямоугольные и многоугольные фигуры;

  развитие художественного вкуса;

  овладение умением сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определённой взаимосвязи.

  умение выделять главное в композиции, создавать общий колорит, красочное звучание всего панно;

  умение показать главное в сюжете с помощью усиления цветовой характеристики данного образа;

  воспитание художественного вкуса. Развитие коммуникативной сферы ребёнка, а также приобщение его к процессу творчества и созидания

Искусство составления мозаики возникло на заре истории. Орнамент из повторяющихся деталей и заполняющий поверхность без зазоров и наложений называется мозаикой. Ещё древние люди, украшая свою нехитрую утварь из глины и дерева, наносили на поверхность узоры, орнаменты. Из стилизованных листьев, фигур животных возникали необычные мозаики, отличающиеся мастерством и фантазией!

В Древнем Египте мозаики выполнялись придворными художниками, имели магическое значение. Позже очень популярными стали мозаичные полы. Для их выполнения архитекторы использовали драгоценные камни, смальту, золото. До наших дней дошли эти прекраснейшие создания древнегреческих строителей и художников.

В разные времена были популярны разные мозаики. И только принцип построения остался одним. Мозаики представляют собой геометрические узоры, состоящие из повторяющихся элементов. Мозаики могут быть построены в полосу, в квадрат, или даже развиваться по спирали: форма мозаики зависит от художественной задачи и той поверхности, на которой мозаики будут расположены.

В оригами мозаики бывают самые различные. Для их выполнения используются простые базовые формы (Блин, Воздушный Змей, Двойной Квадрат, Рыба, Дверь, Катамаран, Дом) или свои придуманные модули. Такие заготовки(базовые формы, модули), используемые в больших количествах, позволяют получить самые разнообразные поверхности, напоминающие лоскутной тканью одеяла или орнаменты, всевозможные панорамы или настенные, настольные панно.

Но для изготовления какого-либо панно требуется много времени и усилий, т.к. есть работы, состоящие не только из нескольких сотен модулей, а даже из нескольких тысяч модулей, что является трудоёмкой работой; порой, чтобы выполнить мозаичное панно, необходимо несколько месяцев работы. На занятиях учащиеся приобретают культурные и образовательные сведения широкого назначения. К программе прилагается перечень тем для бесед о культуре и обычаях Японии.

Занятия проводятся 2 р. в неделю по 3 часа. По желанию на занятиях с детьми изготовлением модулей могут заниматься родители, что позволяет организовать коммуникативную ситуацию общения. Программа ли рассчитана на 216 часов в год.

В программу включён примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает педагога на выбор методов. Согласно этому перечню ясно прослеживаются разные типы уроков:

  уроки упражнений;

• уроки импровизаций;

• уроки вариаций;

• уроки экспериментирования;

  уроки модулетворчества, помогающие создать условия творческого участия детей и родителей в изготовлении мозаики;

• уроки обобщающего типа: уроки-праздники как формы коллективной работы.

На всех уроках игра рассматривается как одна из ведущих методических приёмов в организации творческой работы детей.

 

 

 

:  Роль оригами в преподавании математики

:  Оригами как способ определения профиля обучения

(Огл. материалов Конф.)