Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

(программа элективного курса «Многогранники в оригами»)

Черкащенко Е.П. г. Калачинск (Омская обл.)

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школ: ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учётом настоящих потребностей рынка труда.

В связи с «Концепцией ...» разработан сетевой учебный план, участвующий в эксперименте по предпрофильному обучению учащихся 9-х классов, для дальнейшего самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

На основе этого была составлена образовательная программа элективного курса по оригами.

Необходимость достаточно высокого уровня развития пространственного мышления школьников для успешного усвоения общеобразовательных предметов, а также дальнейшего профессионального образования в условиях современного производства доказана исследованиями многих психологов.

Вместе с тем развитие пространственного мышления - одна из самых сложных задач обучения наших школьников. Умение рассматривать объект с разных точек зрения является основополагающим при решении не только геометрических, но и различных практических задач. Эффективность решения таких задач достигается с помощью применения наглядной опоры - оригами.

Ориентированный элективный курс рассчитан на 8 часов, для учащихся 9-х классов.

Цель курса - подготовка учащихся к продолжению образования, повышению уровня их математической культуры для осознанного выбора профиля обучения.

Преподавание курса строится как углублённое изучение вопросов предусмотренных программой школьного курса геометрии.

Углубление реализуется на базе обучения решения математических задач методами оригами, требующих применения логической и операционной культуры развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомых (необычных) обстоятельствах, задачи исследовательского характера. В предложенном курсе все геометрические понятия, теоремы формулируются на языке сгибов без математического обоснования т.к. все математические доказательства приведены в учебниках геометрии и нет смысла их повторять.

Основная методическая установка элективного курса - организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли педагога.

Кроме того, возможно использование лекционной формы обучения выполнением практических заданий конструкторского характера, а так же решение математических задач.

Решение задач излагается по следующему плану:

  постановка задачи;

  решение её методом перегибания (оригами);

  математическое обоснование решений.

Направление курса • оригаметрия (конструирование моделей многогранников).

В итоге изучения курса, помимо складывания собственной точки зрения относительно выбора профиля, ученики смогут освоить знания и умения.

Дидактические цели:

1. Развивать познавательный интерес.

2. Повысить уровень математической культуры.

3. Развивать конструкторские способности учащихся.

4. Умение работать в парах и самостоятельно.

5. Развивать коммутативные способности учащихся.

6. Ориентировать на выбор профиля обучения.

Темы:

 

1. Геометрия листа бумаги.

2. Многоугольники в оригами.

3. Многогранники в оригами.

Занятие 1. Геометрия листа произвольной формы.

  получение правильного треугольника, квадрата из листа произвольной формы; нахождение центра круга.

  решение задачи на нахождение центра круга, если даны три точки, лежащие на окружности.

Занятие 2, 3. Деление стороны квадрата и прямоугольника на нечётное количество равных частей (3, 5, 7, 9, 11) — оригамское решение: деление квадрата на 3-11 квадратных частей с математическим обоснованием.

Занятие 4, 5. Правильные многоугольники в оригами.

  получение правильных многоугольников, сложение орнамента из правильных многоугольников (мозаика паркетов).

Занятие 6, 7, 8. Конструирование многогранников.

  Задание. Установить зависимость длины стороны 1, 2, 3 модулей от длины стороны квадрата, из которого складываются модули для каркасной модели призмы.

  Задание 2. Установить зависимость основания равнобедренного треугольника от стороны исходного квадрата, из которого собирается модуль (основание), чтобы сложить модель пирамиды.

Задание 3. Конструирование усечённой четырёхугольной пирамиды (без мат. обоснований).

 

 

 

:  Оригами – мозаика.

:  Спецкурс «Работа со схемами оригами» для студентов ОмГУ

(Огл. материалов Конф.)