Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

СПЕЦКУРС «РАБОТА СО СХЕМАМИ ОРИГАМИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОмГУ

Круглова И.А. г. Омск

В жизни каждого студента есть обязательные «пары» и спецсеминары, которые он выбирает исходя из личностных интересов. Как правило, это занятия по профилю.

Однако несколько лет назад в Омском государственном университете появились так называемые спецкурсы и спецсеминары по выбору для студентов всех факультетов. Т.е. студент историк может прослушать предлагаемый математический курс, а математик освоить азы психологии.

Долгое время я не решалась «выпустить» свой курс «Работа со схемами оригами» с математического факультета. Мои сомнения понятны - сама математик, общение со студентами происходило на одном языке, и устраивать «вавилонское столпотворение» было страшно.  Подвинули меня на этот шаг, собственно, сами студенты иных факультетов, приходя на спецкурс к математикам бескорыстно не зачета ради и с увлечением занимались, было просто необходимо пойти им навстречу.

Таким образом, спецкурс, который первоначально предполагался как методический (для студентов педагогических групп математического факультета), пройдя стадию матфака, вылился в общеуниверситетский.

Популярность у спецкурса очень большая, первых 80 человек я в аудиторию запускаю (по числу посадочных мест), остальным приходится объявлять, что набор на спецкурс окончен.

В условиях такой большой комплектации группы работать достаточно сложно, однако расширившиеся психо-физические возможности студентов, а так же способность оригами объединять гуманитарное и политехническое образования и естественнонаучные и логические знания, позволяют делать основой занятий самостоятельную работу студентов по схемам. Студенты работают в парах, максимально самостоятельно разбираясь в схемах, обращаясь к преподавателю в случае необходимости. Если у большинства аудитории возникает общий вопрос, он обсуждается совместно. За «пару» студенты успевают сделать 5-7 моделей в зависимости от уровня сложности. Схемы готовятся заранее, достаточно заготовить 7 схем моделей, каждая модель в 6 экземплярах, но окончании работы студенты обмениваются схемами.

Жёстких требований к эстетике собираемой модели не существует, главная цель правильность сборки, логическая строгость и точность в работе со схемой. Это связано с тем, что, решив задачу прочтения сложной схемы, человек такого склада мышления, как правило, теряет интерес к фигурке и выставлять ему жёсткие требования не целесообразно. Я практикую мягкую форму, показывая наиболее яркие модели всей аудитории - восторгаются такой фигуркой все!

Принято считать, что гуманитарии видят в оригами эстетику, а математики - пищу для ума. Несколько лет работы с теми и другими заставляют не делать таких категоричных выводов. Многие студенты «гуманитарных» факультетов увлекаются именно сложными схемами, а «естественнонаучных» - эстетикой форм (правда, доля первых в общем количестве больше, чем вторых).

(Позволю себе некоторое отступление. Что может быть более гуманитарно, чем музыка? Мои друзья увидели необычное применение моего увлечения оригами к обучению своего четырёхлетнего сына ... музыке. Дело в том, что доли в такте - основе музыкального ритма имеют, как правило вид 1/2, 1/4, 1/8 и.т.д. Но как объяснить ребёнку, который едва научился считать понятие доли? Однако простое перегибание листа бумаги позволяет понять такие отношения: как разделить пополам, (сколько существует способов)? Аналогично для случая деления на 4 и т.д. Возможно применение оригами при обучении детей музыке в недалёком будущем, а возможно это уже и используется, во всяком случае, я об этом ничего не слышала. Таким образом, оригами пригодилось музыканту не как вид искусства, а как метод работы с геометрическим объектом).

Общий замысел спецкурса: опираясь на базовые формы, научить работать со схемами, и при этом показать основные направления в оригами, как-то: «модульное оригами», «гофрировки», «двигающиеся и надувные фигурки». Несколько занятий посвящено мастерам оригами, в том числе и нашему сибирскому оригамисту Евгению Фридриху. Как показал опыт, студенты фактически с первых занятий легко решают задания уровня сложности 2-4 (по 7 балльной шкале), а к концу семестра достигают уровня 5-7.

Исследователи отмечают, что в оригами каждый находит что-то своё: кто-то эстетическое наслаждение, сложив красивую фигурку, для кого-то важно разобраться в схеме, как в трудной задаче, некоторые анализируют пространственные формы - для одних это искусство, для других наука, а для кого-то игра! Поэтому на спецкурсе «Работа со схемами оригами» интересно всем студентам, и каждый из них находит для себя что-то новое.

 

 

 

:  Оригами как способ определения профиля обучения

:  Программа по оригами

(Огл. материалов Конф.)