|
Текстовые
труды VII Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 5-6 ноября
|
|
||
|
ПРОГРАММА ПО ОРИГАМИ Парфёнова Л.В., г. Озёрск (Челябинская обл.) В условиях модернизации Российского образования поставлена задача повышения качества образования. Решение этой проблемы на начальном этапе школьного обучения требует поиска и внедрения новых подходов и организации учебного процесса с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся младших классов. По моему глубокому убеждению, с учётом возрастных психологических особенностей младших школьников (кризис 7 лет), смены основных видов деятельности (игру-учение), реализации основ развивающего обучения (Школа-2000. Школа-2100 , программа Л.В.Занкова, где основным методом являемся деятельностный подход к обучению), важное значение имеет интеграция учебных предметов с формами учебной работы, активизирующими познавательную деятельность учащихся. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы интуиции, образного мышления, способность мыслить нестандартно. В настоящее время педагогов и учёных-методистов привлёк огромный развивающий потенциал геометрии и оригами. Актуальность проблемы определила выбор темы авторской разработки. Интеграция учебных предметов математики (её части геометрии) и трудового обучения (его части работы с бумагой) как условие творческого развития личности учащегося. Объектом этого курса является творческого развития личности в условиях интеграции предметов математики и трудового обучения Предметом служит развитие математических способностей в условия; межпредметной связи математики и уроков труда. На основаниях темы были поставлены цели и задачи: изучить возможность интеграции учебных предметов, как условие развития математических способностей и на этой основе: • разработать и апробировать программно-методические обеспечение организации учебного процесса с учётом межпредметных связей. • изучить научно-методическую литературу в аспекте изучаемых проблем. • развивать программу интеграции предметов математики (её линия геометрия) и труда (оригами); • разработать методические рекомендации по интеграции учебных модулей (геометрия и оригами); Новизна и теоретическая значимость заключается в разработке комплексной авторской программы по интеграции данных предметов, разработке учебного модуля оригаметрия. Практическая значимость заключается в том, что внедрение этой программы и учебного модуля способностей развитию математических способностей учащихся, реализации их творческих потенциалов посредством факультативных занятий по оригами. В процессе изучения научно-методической литературы пришла к выводу в том, что в настоящее время в практике начального образования не прослеживается программно-методическое обеспечение интеграции геометрии и оригами. В то же время имеются отдельные программы по математике (автор Л.Г. Петерсон), художественному труду (Куревена и Неменский), рекомендации Афонькиной по оригами. Изучив научно-методическую литературу, я разработала свою систему внедрения в практику этого курса. Технология проведения учебного процесса очень проста. В понедельник на уроке математики по учебнику Л.Г Петерсон тема «Квадрат» изучается как новый материал; а в среду на уроке труда на этапе актуализации знаний, умений, навыков повторяются признаки квадрата и его свойства, решаются простейшие задачи на нахождение площади периметра, повторяются единицы измерения, разбираются логические задачи. На этих уроках оригами расширяются знаний по теме «Квадрат» в процессе закрепления учебного материала. Остановимся на фрагменте урока 4 (2 класс) Квадрат. Лебедь. 1. Из прямоугольного листа подготовить квадрат. 2. Базовая форма Треугольник (развернуть определение диагонали, посчитать фигуры, симметричность). 3. Базовая форма Треугольник (рассмотреть равенство прямоугольных треугольников, равенство площадей и нахождение площади одного треугольника). 4. Измерить стороны (преобразование единиц измерения длины 2 дм=20см.). 5. Нахождение периметра квадратов, треугольников, прямоугольников. 6. Логические предложения (истина, ложь) 7. Операции с множествами: пересечением двух квадратов является: точка, отрезок, треугольник, квадрат, четырёхугольник, прямоугольник, пятиугольник. В заключительной части урока изготавливается модель лебедя и проводится индивидуальная или коллективная творческая работа. Можно сделать следующие выводы: • произошло существенное повышение качества образования по математике и трудовому обучению; • наметилась успешная тенденция по развитию мелкой моторике рук (как условие реализации программы по трудовому обучению); • развивается творческий потенциал личности учащихся через формирование интересов, мотивов, потребностей к учению через интеграцию предметов; Технология внедрения моего курса связана и опирается на изучение всего учебного процесса: методическая литература, расписание, планирование, внеклассная работа и работа с родителями. На уроке математики вводятся понятия, на уроках труда расширяются знания по изучаемой теме. В расписании после математики идёт урок трудового обучения. Тематическое планирование по оригами составляется параллельно темам по математике, на уроке оригамиметрия берётся не весь курс математики, а только линия геометрии. Используя технологию изготовления поделок, развиваем творческую активность у ребёнка, привлекая его самостоятельность, в соответствии с этим ведётся внеклассная работа. Результативностью внедрения данной методики можно считать успехи детей в выставках различного уровня, а также тесную связь с родителями, которые оказывают большую помощь и поддержку в этой работе. Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации: 1. Процесс развития математических способностей учащихся будет целенаправлен и успешен в условиях интеграции математики и оригами. 2. При разработке методического обеспечения процесса интеграции между программами математики и трудового обучения целесообразно проводить урочные формы по предмету математика и дополнять факультативными занятиями по учебному модулю «Оригамиметрия». 3. Интеграция
учебных предметов необходимо осуществлять в процессе учебного материала. |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||