Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ОРИГАМИ

Парфёнова Л.В., г. Озёрск (Челябинская обл.)

В условиях модернизации Российского образования поставлена задача повышения качества образования. Решение этой проблемы на начальном этапе школьного обучения требует поиска и внедрения новых подходов и организации учебного процесса с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся младших классов.

По моему глубокому убеждению, с учётом возрастных психологических особенностей младших школьников (кризис 7 лет), смены основных видов деятельности (игру-учение), реализации основ развивающего обучения (Школа-2000. Школа-2100 , программа Л.В.Занкова, где основным методом являемся деятельностный подход к обучению), важное значение имеет интеграция учебных предметов с формами учебной работы, активизирующими познавательную деятельность учащихся.

Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы интуиции, образного мышления, способность мыслить нестандартно.

В настоящее время педагогов и учёных-методистов привлёк огромный развивающий потенциал геометрии и оригами. Актуальность проблемы определила выбор темы авторской разработки. Интеграция учебных предметов математики (её части геометрии) и трудового обучения (его части работы с бумагой) как условие творческого развития личности учащегося.

Объектом этого курса является творческого развития личности в условиях интеграции предметов математики и трудового обучения Предметом служит развитие математических способностей в условия; межпредметной связи математики и уроков труда.

На основаниях темы были поставлены цели и задачи: изучить возможность интеграции учебных предметов, как условие развития математических способностей и на этой основе:

  разработать и апробировать программно-методические обеспечение организации учебного процесса с учётом межпредметных связей.

  изучить научно-методическую литературу в аспекте изучаемых проблем.

  развивать программу интеграции предметов математики (её линия геометрия) и труда (оригами);

  разработать методические рекомендации по интеграции учебных модулей (геометрия и оригами);

Новизна и теоретическая значимость заключается в разработке комплексной авторской программы по интеграции данных предметов, разработке учебного модуля оригаметрия.

Практическая значимость заключается в том, что внедрение этой программы и учебного модуля способностей развитию математических способностей учащихся, реализации их творческих потенциалов посредством факультативных занятий по оригами.

В процессе изучения научно-методической литературы пришла к выводу в том, что в настоящее время в практике начального образования не прослеживается программно-методическое обеспечение интеграции геометрии и оригами.

В то же время имеются отдельные программы по математике (автор Л.Г. Петерсон), художественному труду (Куревена и Неменский), рекомендации Афонькиной по оригами.

Изучив научно-методическую литературу, я разработала свою систему внедрения в практику этого курса.

Технология проведения учебного процесса очень проста. В понедельник на уроке математики по учебнику Л.Г Петерсон тема «Квадрат» изучается как новый материал; а в среду на уроке труда на этапе актуализации знаний, умений, навыков повторяются признаки квадрата и его свойства, решаются простейшие задачи на нахождение площади периметра, повторяются единицы измерения, разбираются логические задачи.

На этих уроках оригами расширяются знаний по теме «Квадрат» в процессе закрепления учебного материала.

Остановимся на фрагменте урока 4 (2 класс)

Квадрат. Лебедь.

1. Из прямоугольного листа подготовить квадрат.

2. Базовая форма Треугольник (развернуть определение диагонали, посчитать фигуры, симметричность).

3. Базовая форма Треугольник (рассмотреть равенство прямоугольных треугольников, равенство площадей и нахождение площади одного треугольника).

4. Измерить стороны (преобразование единиц измерения длины 2 дм=20см.).

5. Нахождение периметра квадратов, треугольников, прямоугольников.

6. Логические предложения (истина, ложь)

7. Операции с множествами: пересечением двух квадратов является: точка, отрезок, треугольник, квадрат, четырёхугольник, прямоугольник, пятиугольник.

В заключительной части урока изготавливается модель лебедя и проводится индивидуальная или коллективная творческая работа.

 

Можно сделать следующие выводы:

  произошло существенное повышение качества образования по математике и трудовому обучению;

  наметилась успешная тенденция по развитию мелкой моторике рук (как условие реализации программы по трудовому обучению);

  развивается творческий потенциал личности учащихся через формирование интересов, мотивов, потребностей к учению через интеграцию предметов;

Технология внедрения моего курса связана и опирается на изучение всего учебного процесса: методическая литература, расписание, планирование, внеклассная работа и работа с родителями.

На уроке математики вводятся понятия, на уроках труда расширяются знания по изучаемой теме.

В расписании после математики идёт урок трудового обучения.

Тематическое планирование по оригами составляется параллельно темам по математике, на уроке оригамиметрия берётся не весь курс математики, а только линия геометрии.

Используя технологию изготовления поделок, развиваем творческую активность у ребёнка, привлекая его самостоятельность, в соответствии с этим ведётся внеклассная работа.

Результативностью внедрения данной методики можно считать успехи детей в выставках различного уровня, а также тесную связь с родителями, которые оказывают большую помощь и поддержку в этой работе.

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации:

1. Процесс развития математических способностей учащихся будет целенаправлен и успешен в условиях интеграции математики и оригами.

2. При разработке методического обеспечения процесса интеграции между программами математики и трудового обучения целесообразно проводить урочные формы по предмету математика и дополнять факультативными занятиями по учебному модулю «Оригамиметрия».

3. Интеграция учебных предметов необходимо осуществлять в процессе учебного материала.

 

 

 

:  Спецкурс «Работа со схемами оригами» для студентов ОмГУ

:  Сценарий «Искусство Японии»

(Огл. материалов Конф.)