Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ «ИСКУССТВО ЯПОНИИ»

Клименко Е.А., г. Пикалево (Ленинградская обл.)

Цель: пробуждение познавательного интереса у детей к искусству Японии (хокку, икебана, оригами).

Задачи:

  приобщение детей к мировой культуре через знакомство с традиционными искусствами Японии;

  совместная подготовка к мероприятию (кружок «Оригами») детей и педагога, работа над сценарием, костюмами и реквизитом;

  формирование у новой аудитории интереса к искусству оригами;

  объединение детей в работе над общей поделкой (в данном случае «кусудамой»);

  развитие кругозора.

Предварительная работа.

В подготовке этого сценария педагог с детьми изучают этнографию, быт, поэзию Японии, рассматривают репродукции гравюр, слушают японскую музыку. Дети учатся ходить, носить кимоно, «играть» веерами, кланяться по-японски и т.д.

Руководитель, он же ведущий, строит своё выступление в форме беседы (вопросы-ответы) со зрителями и практической работы по оригами.

Дети-оригамисты пробуют себя в новом качестве - актёров. Девочки могут сделать себе национальный грим (раскосые глаза, губы – бантиком). Костюмы: кимоно, на ногах белые носочки.

Проводить выступление можно в классе, на школьной сцене, библиотеке. При Японском минимализме достаточно интерьер украсить большими веерами, тремя гравюрами - свитками. Когда ведущая называет вид искусства, одна из девочек - помощниц подходит к гравюре поворачивает её обратной стороной, на которой написано: «икебана», «хокку», «оригами».

Часть первая - «о Японии».

Пример:

А кто ответит, как японцы называют свою страну? Японцы называют свою Родину «Страной Восходящего солнца».

- А кто знает, почему? Раньше всех на нашей планете солнце восходит на Дальнем востоке, но раньше других в Японии. Япония островная - страна, а кто ответит, сколько японских островов?

- Всего четыре крупных острова, и если на южных островах очень тепло, то на севере Японии холодно зимой, совсем, как у нас. Японские дети, как и вы, играют в снежки, строят горки, катаются на лыжах.

- А знаете ли Вы, что мы, сами того не замечая, употребляем в речи японские слова. Не верите? А давайте проверим, я начну, а девочки нам подскажут, а может, и вы вспомните японские слова.

- Банзай (Ура!), карате, цунами, сумо, татами, самурай и т.д.

Часть вторая - «Икебана».

Пример:

(Выходят четыре девочки, у одной ваза, у второй - ветка, у третьей — цветок, у четвёртой веточка, девочка с вазой проходит на середину, садится на колени и ставит вазу на пол или на столик).

Первый символ - Син - это небо, небо высоко и одна веточка самая длинная (вторая девочка подходит к первой с веточкой, садится рядом на коленки, с поклоном передаёт ей ветку, та ставит её в вазу).

Второй символ - Соэ - это человек и вторая веточка или цветок ниже первой (третья девочка с цветком подходит к первой, садится на коленки, с поклоном передаёт его первой девочке, та ставит его в вазу они смотрят на композицию, поправляют).

Третий символ - Хикаэ - это земля и веточка самая маленькая, она внизу композиции, (четвёртая девочка подходит к остальным, садится, с поклоном передаёт веточку первой девочке, та ставит её в воду и любуется. Звучит нежная музыка. Ваза остаётся на столике- (на полу), девочки встают и делают поклон.

Частъ третья - «Хокку»

Пример.

-  Хокку - жемчужина японской поэзии. В хокку всего три строчки «Начало, вспышка и конец». «В них и буддийская мудрость, исторический триумф японской нации» - писал русский поэт Бальмонт:

-  Хокку сочиняли не только поэты, но состязались в сочинении хокку самураи, купцы, бродяги и актёры. Давайте посмотрим, как это происходило.

1-й мальчик: Я кумо тацу

2-й мальчик: Идзумо яэ гаки

3-й мальчик: Цума гомэ ни

4-я девочка: Яэ гаки цукуру

1-й: соно, 2-й: яэ, 3-й: гаки, 4-я: во

Ведущая:. (тихо зрителям! Они говорят Я построю высокий дом для своей любимой.

 

Часть Четвёртая - «Оригами»

Пример.

- Давно в древние века, когда люди и Японии приходили в храм, то в качестве подношений приносили фигурки, сложенные из бумаги - оригами. Недаром «ори» означает складывать, а «ками» - «бумага» или «Бог». Постепенно оригами выходит за пределы храмов. Умение складывать становится одним из признаков хорошего образования и изысканных манер у аристократии. В 19 веке оригами постепенно распространяется но всему миру. Среди любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи и Л. Кэролла. Известно, что Л.Н.Толстой был знаком с оригами

Однако только после того как японский мастер Акира Йошизава изобрёл условные знаки, процесс складывания любой фигурки стало возможным зарисовать в виде рисунков-чертежей. С условными знаками Йошизавы вы столкнётесь в любой книге по оригами.

Мы же с вами сегодня сложим цветочный шар кусудаму, что переводится с японского как «лечебная трава». Существует поверье, что если подвесить кусудаму над постелью больного человека, он поправится. Внутрь кусудамы можно положить разные лечебные травы.

Практическая работа.

Выполнение кусудамы Тошихико Кобайаши «Рассвет». Принцип соединения модулей изменён, так как для новичков он довольно сложен, склейка как в кубе, в конце приделываются кисти из бумаги.

- Спасибо. Аригато. Вы прекрасно справились, а кусудамы, я думаю, мы подарим детской библиотеке на память о нашем мероприятии. До свидания. Саёнара.

 

 

 

:  Программа по оригами

:  Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

(Огл. материалов Конф.)