|
Текстовые
труды VII Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 5-6 ноября
|
|
||
|
ОРИГАМИ И
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Гайдаенко Е.А., г. Улан-Удэ Оригами - увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, поэтому нельзя не использовать столь успешное средство экологического воспитания. В технике оригами могут быть представлены страницы Красной Книги. Учащиеся получают задание показать средствами оригами животных, птиц, насекомых, находящихся в опасности, на грани исчезновения. Выбирается общий для всех формат листов, но страницы оформляются лично (или командой) в произвольном стиле. Как правило, даются сведения о виде, сложенная поделка представителя флоры или фауны, картинки из жизни (сочетание оригами и бумагопластики). Большой интерес вызывают оригамские раскраски. Достаточно сделать чёрно-белые ксерокопии географических карт континентов, России, своего региона или области, района и обозначить на ней поделками оригами флору и фауну, расположить человечков в национальных костюмах. Сложность лишь в том, что приходится складывать очень маленькие поделки. Но среди ребят всегда есть оригамисты-минималисты. Для участников ежегодного Марша парков в День земли (22 апреля) интересная идея - оригамские фартуки из остатков обоев, украшенные аппликацией из плоских и объёмных поделок. Оборка фартука - место для призыва. Название команды, номер школы, девиз можно написать на сложенных шапочках или нагруднике фартука. Поделки и картинки оригами – прекрасные принадлежности для проведения театрализованных выступлений. Их можно устроить перед экологическим десантом, посадкой деревьев («Мы тратим столько бумаги! Давайте посадим деревья!») Наглядный пример: «Лесные страшилки» Учащиеся представляют картинки, выполненные в технике оригами, или показывают их на слайдах, читают стихи. Плакат с зайчихой и зайчатами под кустом в цветах сопровождается текстом: Смотри: под розовым кустом Зайчиха с малыми зайчатами! Она мечтает лишь о том, Чтоб всей семье не стать перчатками! Показывается картинка с лисьей семейкой, и звучат строки: Лисица-мама, папа-лис, Лисята-детки собрались - Семья устроила пикник! А кто-то ищет воротник... На следующей картинке - радостный медвежонок с мамой на лесной полянке. Они не видят ружейный ствол, направленный в их сторону: Медвежонок вместе с мамой Шёл на прогулку как-то раз Но сиротой его оставить Рука вдруг чья-то поднялась. Дальше идут картинки с изображением леса после посещения его человеком: мусор под ёлками, костры - источники пожаров. И слова: Знают все, что у медведей И у всех лесных зверей Бывают разные соседи Только нет вредней людей! А разве приятно быть «вредным соседом»? И дальше идёт представление плакатов, выполненных в технике оригами (с защитой или без неё). Такие плакаты сразу же привлекают общее внимание яркостью, самобытностью. Например, на плакате с призывом «Мы с Природой так тесно связаны, что её изучать и беречь обязаны!» изображены мальчик и девочка возле посаженного деревца. У них в руках учебники биологии и экологии. Или другой плакат - на белом фоне большой восклицательный знак зелёного цвета с расположенными на нём поделками растений (или птиц, зверей) и предупреждение: «Сколько видов исчезнуть может, коль не станем мы все осторожней!» Вот к руке человека тянутся лапы, копыта, крылья (сложенные из «воздушных змеев»-перьев), ветки, и простое утверждение: «Не протянуть им руку помощи - это значит убить... Не нарушай шестую заповедь!» Надпись на плакате с поделками человечков и представителями флоры и фауны гласит: «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» Заставляет задуматься плакат-вопрос «Лента времён» - три картины. На первой - изображение скелетов различных ящеров, динозавров и надпись: «Они были...» На второй — множество поделок-тел зверей, птиц насекомых, рыб и надпись: «Они есть». На третьей - только вопросительные знаки: «Кто будет?» А кто-то обязательно будет! Потому, что люди задумываются о будущем. На плакате «Защитим Байкал» оригамские поделки детишек, стоящих дружной стеной на фоне очертаний озера, которое не дадут в обиду, потому что знают, что это 20% пресной воды нашей планеты. Мы говорим об экологии окружающего мира, но не забываем и об экологии души и тела. Не случайно итальянский философ-глобалист XX века поднимал вопрос о важности улучшения «качества человечества» Занятия оригами, направленные в нужное русло,
открывают большие возможности в воспитании гармонично развитой личности,
живущей в согласии с собой и с Природой. Полезно применение оригами во
внеклассной работе по экологии, биологии, на уроках граждановедения,
включение элементов складывания из бумаги в занятия по правилам дорожного
движения и противопожарной безопасности, в мероприятия, направленные на
борьбу с вредными привычками: курением, употреблением алкоголя и др. |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||