Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Гайдаенко Е.А., г. Улан-Удэ

Оригами - увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, поэтому нельзя не использовать столь успешное средство экологического воспитания.

В технике оригами могут быть представлены страницы Красной Книги. Учащиеся получают задание показать средствами оригами животных, птиц, насекомых, находящихся в опасности, на грани исчезновения. Выбирается общий для всех формат листов, но страницы оформляются лично (или командой) в произвольном стиле. Как правило, даются сведения о виде, сложенная поделка представителя флоры или фауны, картинки из жизни (сочетание оригами и бумагопластики).

Большой интерес вызывают оригамские раскраски. Достаточно сделать чёрно-белые ксерокопии географических карт континентов, России, своего региона или области, района и обозначить на ней поделками оригами флору и фауну, расположить человечков в национальных костюмах. Сложность лишь в том, что приходится складывать очень маленькие поделки. Но среди ребят всегда есть оригамисты-минималисты.

 Для участников ежегодного Марша парков в День земли (22 апреля) интересная идея - оригамские фартуки из остатков обоев, украшенные аппликацией из плоских и объёмных поделок. Оборка фартука - место для призыва. Название команды, номер школы, девиз можно написать на сложенных шапочках или нагруднике фартука.

Поделки и картинки оригами – прекрасные принадлежности для проведения театрализованных выступлений. Их можно устроить перед экологическим десантом, посадкой деревьев («Мы тратим столько бумаги! Давайте посадим деревья!»)

Наглядный пример: «Лесные страшилки»

Учащиеся представляют картинки, выполненные в технике оригами, или показывают их на слайдах, читают стихи. Плакат с зайчихой и зайчатами под кустом в цветах сопровождается текстом:

Смотри: под розовым кустом

Зайчиха с малыми зайчатами!

Она мечтает лишь о том,

Чтоб всей семье не стать перчатками!

Показывается картинка с лисьей семейкой, и звучат строки:

Лисица-мама, папа-лис,

Лисята-детки собрались

- Семья устроила пикник!

А кто-то ищет воротник...

На следующей картинке - радостный медвежонок с мамой на лесной полянке. Они не видят ружейный ствол, направленный в их сторону:

Медвежонок вместе с мамой

Шёл на прогулку как-то раз

Но сиротой его оставить

Рука вдруг чья-то поднялась.

Дальше идут картинки с изображением леса после посещения его человеком: мусор под ёлками, костры - источники пожаров. И слова:

Знают все, что у медведей

И у всех лесных зверей

Бывают разные соседи

Только нет вредней людей!

А разве приятно быть «вредным соседом»? И дальше идёт представление плакатов, выполненных в технике оригами (с защитой или без неё). Такие плакаты сразу же привлекают общее внимание яркостью, самобытностью.

Например, на плакате с призывом «Мы с Природой так тесно связаны, что её изучать и беречь обязаны!» изображены мальчик и девочка возле посаженного деревца. У них в руках учебники биологии и экологии.

Или другой плакат - на белом фоне большой восклицательный знак зелёного цвета с расположенными на нём поделками растений (или птиц, зверей) и предупреждение: «Сколько видов исчезнуть может, коль не станем мы все осторожней!»

Вот к руке человека тянутся лапы, копыта, крылья (сложенные из «воздушных змеев»-перьев), ветки, и простое утверждение: «Не протянуть им руку помощи - это значит убить... Не нарушай шестую заповедь!»

Надпись на плакате с поделками человечков и представителями флоры и фауны гласит: «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!»

Заставляет задуматься плакат-вопрос «Лента времён» - три картины.

На первой - изображение скелетов различных ящеров, динозавров и надпись: «Они были...» На второй — множество поделок-тел зверей, птиц насекомых, рыб и надпись: «Они есть». На третьей - только вопросительные знаки: «Кто будет?» А кто-то обязательно будет! Потому, что люди задумываются о будущем. На плакате «Защитим Байкал» оригамские поделки детишек, стоящих дружной стеной на фоне очертаний озера, которое не дадут в обиду, потому что знают, что это 20% пресной воды нашей планеты.

 Мы говорим об экологии окружающего мира, но не забываем и об экологии души и тела. Не случайно итальянский философ-глобалист XX века поднимал вопрос о важности улучшения «качества человечества»

Занятия оригами, направленные в нужное русло, открывают большие возможности в воспитании гармонично развитой личности, живущей в согласии с собой и с Природой. Полезно применение оригами во внеклассной работе по экологии, биологии, на уроках граждановедения, включение элементов складывания из бумаги в занятия по правилам дорожного движения и противопожарной безопасности, в мероприятия, направленные на борьбу с вредными привычками: курением, употреблением алкоголя и др.

 

 

 

:  Исследование влияния оригами на развитие…

: Средство повышения психологического статуса…

(Огл. материалов Конф.)