Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРИГАМИ

НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дроздова Е.В. г. Северодвинск

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопросов развития детского творчества. Поиски резервов и возможностей развития творческого потенциала младших школьников в процессе художественного конструирования в технике оригами - проблема, требующая специального изучения. Недостаточная изученность и несомненная значимость художественного конструирования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста послужили основанием для выбора и изучения данной темы.

Целью исследования стало изучение возможности развития творческих способностей у детей с помощью составления специальной программы и системы занятий, направленных на обучение художественному конструированию в технике оригами.

Проверку эффективности данной работы я проводила по двум направлениям:

1. Диагностика развитости познавательных процессов в учебных группах оригами; которая проходила в двух группах оригами.

2. Формирование умения проявлять творчество в младшем  школьном возрасте.

В своем исследовании я предположила, что подобранные мною задания, упражнения и игровые ситуации способствуют развитию познавательных процессов младших школьников, необходимых как для изучения оригами, так и для дальнейшего освоения школьной программы, основано на следующих фактах:

  система отвечает особенностям развития мышления у детей этого возраста;

  задания построены от «простого к сложному»;

  детям предоставляется вариативность выполнения упражнений;

  продумана система подсказок.

В исследовании приняло участие 29 человек учащихся вторых классов, стабильно посещающих занятия оригами первого года обучения.

Исследование проходило в два тура. В начале года (12.10.2002г.) дети на занятиях выполняют тест по вариантам. Второй тур проходил ] конце года (27.04.2003г.), использовались такие же тесты. Данные занесены в таблицу.

 

 

 

Методики.

1тур.

II тур

 

 

№ 1. Определение понятий. Мышление. Умение выделять существенные признаки.

2.9

3,9

 

 

№ 2. Сенсорика. Срисовывание угольной и округлой многокомпонентной фигуры.

3,4

3,9

 

 

№ 3. Внимание. Восприятие цифр. Пространственное решение.

4,3

4,6

 

 

№ 4. Перцепция (глазомер).

3,1

3,6

 

 

№ 5. Память образная (на фигуры).

3,4

4,2

 

 

№ 6. Речь, мышление. Креативность.

3,6

4,5

 

 

№ 7. Мышление. Нахождение сходства двух понятий (анализ и синтез).

3,99

4,4

 

 

№ 8. Память непроизвольная.

2,2

3,2

 

 

№ 9. Пространственное восприятие, внимание.

2,2

3,5

 

 

Было проведено обследование обучающихся по всем девяти методикам. Все девять методик имели "позитивный" характер, т.е. при подтверждении выдвинутой гипотезы тестами показатели повысились.

Выведен средний балл: (= сумма всех баллов по девяти методикам).

I тур - 3,23, II тур - 3,98, исходя из максимальных 5 баллов т.е. показатель увеличился на 15%. Система может быть рекомендована педагогам, занимающимся с детьми этого возраста.

Формирование умения проявлять творчество в младшем школьном возрасте — это второе исследуемое направление.

1. Констатирующий раздел исследования (эксперимента).

Были определены следующие задачи:

а)           выявить уровень конструктивных умений детей;

б)           выяснить, могут ли дети проявлять творчество.

Для решения данной проблемы был разработан оценочно-результативный модуль, который состоит из баллов. Учитывается:

- точность выполнения фигурки (конструкции);

- аккуратность складывания и фиксации складок;

- правильность и удачность цветового решения;

- правильность композиционного решения;

- оригинальность композиции (проекта) и его многоплановость.

Дополнительные баллы ставятся за новые авторские дополнения и решения. По окончании каждого полугодия полученные баллы суммируются, и выводится рейтинг каждого учащегося. Детям, набравшим наибольшее количество баллов, присваиваются I, II и III места и звание "Мастер "Золотые руки". В соответствии с этими критериями были определены уровни развития творческих способностей:

низкий;

ближе к среднему;

средний;

выше среднего;

высокий.

В исследовании приняло участие две учебных группы детей, стабильно посещающих занятия (25 человек). Отслеживание результатов проводилось в течение всего 2002/2003 учебного года, исходя из выполнения творческих практических заданий.

2. Формирующий раздел исследования (эксперимента).

В этом разделе было выявлено два направления.

а)           Повышение уровня конструктивных решений, через работу с бумагой.

- Изготовление поделок, исходя из базовых форм, сгибов, международных условных знаков, принятых в оригами - 8 занятий.

- Изготовление конструкций по картам-схемам, простейшим чертежам 10 занятий.

- По словесным описаниям - 4 занятия.

б)           Формирование умения проявлять творчество в конструктивно» деятельности через занятия оригами.

Конструирование по условиям - 4 занятия.

Конструирование по замыслу - 6 занятий.

Оба направления предусматривают не только изготовление отдельно взятой конструкции, но и творческий подход к её оформлению. В период прохождения программы дети научились пользоваться приёмами элементами бумагопластики, узнали о цветоведении, композиции, основа:

 построения орнамента. Всё это они активно использовали в своих творческих работах.

3. Контрольный раздел исследования (эксперимента).

Для проверки результатов работы, нацеленной на развитие творчества у детей, мы провели диагностику данного направления. Результаты оказались следующими.

 

 

Количество баллов

за учебный год.

% от общего числа

обучающихся.

Уровень развития

творч. способностей.

 

 

80-90 баллов

10%

ближе к среднему

 

 

100-110 баллов

32%

средний

 

 

110-120 баллов

46%

выше среднего

 

 

120-130 баллов

12%

высокий

 

 

Уже в конце учебного года дети начинают проявлять достаточно высокую творческую активность, что позволяет многие работы ребят отправлять на выставки, конкурсы, олимпиады. Лучшие работы своих учеников я выставляю в постоянно действующей выставке в своём выставочном зале. Этими работами могут полюбоваться все желающие в любое время. Эти яркие творческие работы вызывают у младших школьников и взрослых желание заниматься в нашем объединении.

В данной методике получен положительный результат, следовательно можно говорить о том, что комплексные занятия в технике оригами развивают творческие способности детей младшего школьного возраста. Эти исследования я буду продолжать проводить и в этом учебном году для того, чтобы зафиксировать результаты нескольких лет. Думаю, что они должны заинтересовать и моих коллег.

 

 

 

:  Сотворим мир из бумаги

:  Оригами и экологическое воспитание школьников

(Огл. материалов Конф.)