|
Текстовые
труды VII Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 5-6 ноября
|
|
|||||
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ОРИГАМИ НА РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Дроздова Е.В. г. Северодвинск Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопросов развития детского творчества. Поиски резервов и возможностей развития творческого потенциала младших школьников в процессе художественного конструирования в технике оригами - проблема, требующая специального изучения. Недостаточная изученность и несомненная значимость художественного конструирования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста послужили основанием для выбора и изучения данной темы. Целью исследования стало изучение возможности развития творческих способностей у детей с помощью составления специальной программы и системы занятий, направленных на обучение художественному конструированию в технике оригами. Проверку эффективности данной работы я проводила по двум направлениям: 1. Диагностика развитости познавательных процессов в учебных группах оригами; которая проходила в двух группах оригами. 2. Формирование умения проявлять творчество в младшем школьном возрасте. В своем исследовании я предположила, что подобранные мною задания, упражнения и игровые ситуации способствуют развитию познавательных процессов младших школьников, необходимых как для изучения оригами, так и для дальнейшего освоения школьной программы, основано на следующих фактах: • система отвечает особенностям развития мышления у детей этого возраста; • задания построены от «простого к сложному»; • детям предоставляется вариативность выполнения упражнений; • продумана система подсказок. В исследовании приняло участие 29 человек учащихся вторых классов, стабильно посещающих занятия оригами первого года обучения. Исследование проходило в два тура. В начале
года (12.10.2002г.) дети на занятиях выполняют тест по вариантам. Второй тур
проходил ] конце года (27.04.2003г.), использовались такие же тесты. Данные
занесены в таблицу. |
|
|||||
|
Методики. |
1тур. |
II тур |
|
|||
|
№ 1. Определение понятий. Мышление. Умение выделять
существенные признаки. |
2.9 |
3,9 |
|
|||
|
№ 2. Сенсорика. Срисовывание угольной и округлой
многокомпонентной фигуры. |
3,4 |
3,9 |
|
|||
|
№ 3. Внимание. Восприятие цифр. Пространственное
решение. |
4,3 |
4,6 |
|
|||
|
№ 4. Перцепция (глазомер). |
3,1 |
3,6 |
|
|||
|
№ 5. Память образная (на фигуры). |
3,4 |
4,2 |
|
|||
|
№ 6. Речь, мышление. Креативность. |
3,6 |
4,5 |
|
|||
|
№ 7. Мышление. Нахождение сходства двух понятий
(анализ и синтез). |
3,99 |
4,4 |
|
|||
|
№ 8. Память непроизвольная. |
2,2 |
3,2 |
|
|||
|
№ 9. Пространственное восприятие, внимание. |
2,2 |
3,5 |
|
|||
|
Было проведено обследование обучающихся по всем девяти методикам. Все девять методик имели "позитивный" характер, т.е. при подтверждении выдвинутой гипотезы тестами показатели повысились. Выведен средний балл: (= сумма всех баллов по девяти методикам). I тур - 3,23, II тур - 3,98, исходя из максимальных 5 баллов т.е. показатель увеличился на 15%. Система может быть рекомендована педагогам, занимающимся с детьми этого возраста. Формирование умения проявлять творчество в младшем школьном возрасте — это второе исследуемое направление. 1. Констатирующий раздел исследования (эксперимента). Были определены следующие задачи: а) выявить уровень конструктивных умений детей; б) выяснить, могут ли дети проявлять творчество. Для решения данной проблемы был разработан оценочно-результативный модуль, который состоит из баллов. Учитывается: - точность выполнения фигурки (конструкции); - аккуратность складывания и фиксации складок; - правильность и удачность цветового решения; - правильность композиционного решения; - оригинальность композиции (проекта) и его многоплановость. Дополнительные баллы ставятся за новые авторские дополнения и решения. По окончании каждого полугодия полученные баллы суммируются, и выводится рейтинг каждого учащегося. Детям, набравшим наибольшее количество баллов, присваиваются I, II и III места и звание "Мастер "Золотые руки". В соответствии с этими критериями были определены уровни развития творческих способностей: • низкий; • ближе к среднему; • средний; • выше среднего; • высокий. В исследовании приняло участие две учебных группы детей, стабильно посещающих занятия (25 человек). Отслеживание результатов проводилось в течение всего 2002/2003 учебного года, исходя из выполнения творческих практических заданий. 2. Формирующий раздел исследования (эксперимента). В этом разделе было выявлено два направления. а) Повышение уровня конструктивных решений, через работу с бумагой. - Изготовление поделок, исходя из базовых форм, сгибов, международных условных знаков, принятых в оригами - 8 занятий. - Изготовление конструкций по картам-схемам, простейшим чертежам 10 занятий. - По словесным описаниям - 4 занятия. б) Формирование умения проявлять творчество в конструктивно» деятельности через занятия оригами. Конструирование по условиям - 4 занятия. Конструирование по замыслу - 6 занятий. Оба направления предусматривают не только изготовление отдельно взятой конструкции, но и творческий подход к её оформлению. В период прохождения программы дети научились пользоваться приёмами элементами бумагопластики, узнали о цветоведении, композиции, основа: построения орнамента. Всё это они активно использовали в своих творческих работах. 3. Контрольный раздел исследования (эксперимента). Для проверки результатов работы, нацеленной на развитие творчества у детей, мы провели диагностику данного направления. Результаты оказались следующими. |
|
|||||
|
Количество баллов за учебный год. |
% от общего числа обучающихся. |
Уровень развития творч. способностей. |
|
|||
|
80-90 баллов |
10% |
ближе к среднему |
|
|||
|
100-110 баллов |
32% |
средний |
|
|||
|
110-120 баллов |
46% |
выше среднего |
|
|||
|
120-130 баллов |
12% |
высокий |
|
|||
|
Уже в конце учебного года дети начинают проявлять достаточно высокую творческую активность, что позволяет многие работы ребят отправлять на выставки, конкурсы, олимпиады. Лучшие работы своих учеников я выставляю в постоянно действующей выставке в своём выставочном зале. Этими работами могут полюбоваться все желающие в любое время. Эти яркие творческие работы вызывают у младших школьников и взрослых желание заниматься в нашем объединении. В данной методике получен положительный результат, следовательно можно говорить о том, что комплексные занятия в технике оригами развивают творческие способности детей младшего школьного возраста. Эти исследования я буду продолжать проводить и в этом учебном году для того, чтобы зафиксировать результаты нескольких лет. Думаю, что они должны заинтересовать и моих коллег. |
|
|||||
|
|
||||||
|
|
|
|||||