Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

Способы активизации ребёнка
в творческой среде с применением оригами

Соколова Г. А., педагог дополнительного образования,

 ЦДТ "Факел", г. Кольцово, Новосибирская обл.

Творческое самораскрытие ребёнка особенно важно в первые годы обучения и воспитания детей в школе. Инициация учителем актов творческого самораскрытия происходит в процессе научения ребёнка диалогу. Условием выступает ситуация встречи заинтересованных друг в друге партнёров. В реальности же ребёнок всё ещё является объектом обучения и воспитания. По результатам исследований не распознают творческого потенциала детей до 82% учителей. Мешает этому авторитаризм и предметоцентризм. Непрерывное же культивирование творчества требует факта центрирования на потенциале развития детей. Это, в свою очередь, ведёт к тому, что в обучающей ситуации должна идти речь о взаимной самонастройке, обеспечивающей эффективность становления. Отправной точкой должен служить субъектный опыт ребёнка.

Оригами как "наполнитель" развивающей среды требует процессуального применения педагогом богатства культуры для того, чтобы произошёл тот сплав социального и личностного, который ведёт к формированию устойчивых личностных качеств. Интеллектуально обогащённый опыт возникает в обращении детей к развивающим возможностям конструирования, где идёт поиск способов "складывания", "сцепления" отдельных элементов, использования тех или иных вариантов. Подключение литературного содержания, применение элементов художественного оформления, возможность внесения своего вклада (и реализации собственного замысла, в котором и может концентрироваться весь субъектный опыт ребёнка) культурно обогащают ребёнка и ведут к новообразованию в развитии. Дети могут (сами или с помощью "подталкивания") заметить и отобразить, "схватить" в композиции форм облик знакомого им героя произведения (положим, это "Робин Бобин Барабек - "скушал сорок человек", "Польчатай, открой личико!"). Объективация образа происходит при установлении соответствия его с названием игрушки. Название здесь немаловажно, потому что с ним связывается вызываемый на поверхность сознания образ, вовлекающий, в свою очередь, гамму ассоциаций и чувств ребёнка, ведущих к возрастанию субъектной активности. Учитель, в свою очередь, "примеряет" спектр имён, выискивая такое имя, с обращением к которому связана возможность выхода к резонансному эффекту воздействия на психику ребёнка (благодаря тому, что образ, связанный с данным названием, попадает на чувствительную струну опыта ребёнка, опыт питается, в свою очередь, информацией, поступающей из окружения ребёнка). Развитие ребёнка в младшем возрасте может обедняться, если оно не сопровождается творческим поиском (учителя), в котором идёт обновление содержания образования, включая формы.

Детьми принимается с восторгом обращение педагога к персонажам из любимых детьми мультфильмов, кинофильмов, книг, приветствуется ими использование программного материала из других предметных циклов. Сделать урок нестандартным помогают употреблённые к месту жизненные наблюдения педагога. Игра, стихи, сказочная канва служат лучшим обрамлением для целостности, обретаемой в творческой самореализации с акцентированием эмпатийного оттенка, в данном случае, благотворного, чувственного проживания.

Попытки найти своё выражение для форм оригами венчаются не только новыми моделями (некоторые из них мы предложим для работы на секции складывания - "Звёздный мальчик", "Эскимос", "Дядюшка Ау"), но и стихами.

***

Я беру бумагу в руки:

Начинаю я свой путь

-Перегну её, разглажу,

Поверчу её чуть-чуть.

А потом увижу профиль

Или чей-то силуэт.

Кошки выгнутую спину,

Балерины пируэт...

Всё попробовать мечтаю,

Книгу тайны открываю...

***

Змея я сегодня сделал,

Научу его летать.

Буду в небо голубое

Вместе с ветром запускать.

***

Первоцветы выстрелили

Нежные молодые стебли...

***

Прозрачно и тонко

Бабочки крыло...

Как плавен её полёт!

***

Под дождём лягушка мокнет:

Дождик капает весь день.

Зонт раскроет и просохнет.

Если будет ей не лень.

 

На лебяжьем пухе

Кот лежит на брюхе.

Пуховое одеяло

Брюшко слегка помяло.

 

 

 

:  Гофрированные цветочные композиции

:  Сферические многогранники

(Огл. материалов Конф.)