|
Текстовые
труды V Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 25-27 марта |
|
|||
|
Решение
геометрических задач при составлении коробок Круглова И.А., к.п.н. ОмГУ, г. Омск Коробки - один из наиболее эффектных разделов оригами. С другой точки зрения - точки зрения геометрии, коробки не что иное, как призмы, призмы треугольные, четырёхугольные, правильные, неправильные и так далее. Как только речь заходит о геометрических, фигурах встает вопрос об их свойствах. На занятиях спецкурса по оригами со старшеклассниками, со студентами педагогических групп математического факультета ОмГУ эта тема актуальна и эстетически привлекательна. Прежде, чем создать коробку - призму, необходимо знать её свойства: какие фигуры лежит в основании и в боковых гранях, сколько модулей необходимо собрать, какие из них совпадают. Как привило, коробка собранная методом оригами, не содержит модулей чётко представляющих её грани, один модуль является частью и основания и боковой грани, поэтому естественным образом возникают задачи связанные с понятием плоского угла, двугранного утла и трехгранного угла, а так же задачи на соотношение длин отрезков. Известный педагог П.И. Пидкасистый выделяет четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, наивысший из которых - уровень самостоятельного поиска проблемы, её чёткая формулировка и нахождение пути её решения. [Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование - М.: Педагогика, 1980.] Достичь такого уровня в обучении - большое достижение учителя. Поэтому, при проведении зачета студенты - будущие педагоги должны продемонстрировать умение анализировать схемы, находить в них этапы, требующие математического обоснования к довести задачу до конца, представив решение. Для школьников такая работа, как правило, приводит к написанию доклада на конференцию научного общества учащихся НОУ «Поиск». Приведу два примера. 1. Известная схема «Донышка ромбовидной коробки». |
|
|||
|
|
Ромб не относится к правильным четырёхугольникам, он предполагает произвольный угол и равенство сторон, поэтому необходимо чётко следить за этим при моделировании. |
|
||
|
Задача усложняется тем, что две из боковых сторон сборные, но соединение происходит не до конца, а с математической точностью заканчивается в строго определённом месте. |
|
|||
|
|
Задача выражения
параметров. С какой стороной нужно взять квадрат, чтобы сторона
полученной коробочки была равна Задача выражения
параметров. С какой стороной нужно взять квадрат, чтобы сторона ромбика, полученного внутри
коробочки, была равна |
|
||
|
Задача точности сборки. Доказать, что отмеченные на рисунке 5 углы равны. Задача точности сборки. Чему равна сумма двугранных углов модулей А и В. Соблюдается ли это на схеме? 2. Ещё одна известная схема «Крышка шестиугольной коробки из двух модулей». |
|
|||
|
|
Задача выражения
параметров. С какой стороной нужно взять квадрат, чтобы получить
крышку со стороной Задача выражения параметров. Какая при этом получится высота крышки? |
|
||
|
Задача точности сборки. Какой угол мы получаем при сгибе, соединяя указанные точки |
|
|||
|
|
||||
|
Задача точности сборки. Обладает ли модуль симметрией, выполняется ли это на схеме? Задача точности сборки. Доказать, что при сборке по схеме мы получаем угол 120°. Тайна творчества - всегда тайна. Учащиеся, как правило, не ограничиваются только работой со схемой, им хочется самим изобретать. Можно ли научить этому? Вопрос остается без ответа. Однако не вызывает сомнения факт, что в основе творчества лежит глубокое понимание принципов и закономерностей. Следовательно, находя эти закономерности, мы шаг за шагом приближаемся к раскрытию тайн творчества, к истине. |
|
|||
|
⇦: Экспериментальная программа по геометрии
с использованием оригами |
|
|||
|
|
|
|||