Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

Экспериментальная программа по геометрии

с использованием оригами

Дядык М.В. педагог дополнительного образования ЦДО «Эврика», г. Омск

Программа рассчитана на 170 часов для учащихся седьмых классов. Взятая за основу программа курса «Оригами для общеобразовательных учреждений» (авторы С.Н. Белим, М.Г. Абросимова) расширена и дополнена.

Оригами - искусство складывания из бумаги. Занятия оригами активизирует мыслительные процессы, способствует усилению концентрации внимания, развивает конструкторское мышление. Оригами уже само по себе является знакомством с геометрией, так как «оригами и графическое представление и знаковая кодировка последовательности работы и мыслительный анализ, то есть оригами прикладным образом представляет геометрию, позволяет сочетать планиметрию и стереометрию».

На занятиях основной упор делается на самостоятельную работу учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. На начальном этапе, лля усиления интереса, выполняются фигурки по схемам с дальнейшим анализом используемых геометрических понятий, затем подключается решение задач курса «геометрия - 7» методами оригами и с математическим обоснованием, так же изучаются правильные многоугольники и изделия из них. Изучение геометрических фактов заканчивается практическим использованием найденного решения при складывания фигурок оригами.

Цели курса:

  Повышение уровня математической культуры.

  Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Задачи курса:

  Развитие пространственного воображение, логического и комбинаторного мышления.

  Конструирование геометрических фигур, исследование на моделях поведения линий.

  Иллюстрация решений геометрических задач методом перегибания листа бумаги.

Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения контрольных работ и правильности выполнения фигурок.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  Анализировать, сопоставлять и сравнивать, читать схемы средней сложности и складывать по ним изделия.

  Решать простые задачи по теме «геометрии линейки» с помощью сгибов, выполнять математическое обоснование действий.

Ожидаемые результаты:

  Участие в городской олимпиаде по оригами.

  Участие в Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе».

  Сбор материала для участия в школьной конференции НОУ.

Учебно-тематический план

 

 

 

 

Тема

 

Раздел

Часы

 

 

Тео-рия

Прак-тика

 

 

1

Введение

• История оригами

1

 

 

 

 

 

• Условные знаки и приемы складывания.

 

4

 

 

 

 

• Базовые формы

 

10

 

 

 

 

• Контрольная работа для начинающих

 

2

 

 

2

Перегибая лист бумаги

• Классические задачи.

 

20

 

 

 

 

• Головоломки.

 

10

 

 

3

Деление квадрата и прямоугольника на равные части

• Приложения

 

8

 

 

4

Начальные геометрические сведения

• Прямые и точки на плоскости.

1

1

 

 

 

 

• Деление стороны квадрата (отрезка на части).

 

6

 

 

 

 

• Приложения

 

6

 

 

 

5

Угол

• Виды углов, биссектриса и трисектриса угла.

1

1

 

 

 

 

• Деление угла 90° на три, пять частей.

 

2

 

 

 

 

• Деление угла 360° на три, пять частей.

 

2

 

 

 

 

• Деление угла 180° на семь частей.

 

2

 

 

 

 

• Приложения

 

10

 

 

6

Треугольник

• Виды треугольников, элементы, замечательные точки.

2

4

 

 

 

 

• Приложение

 

6

 

 

7

Параллельные прямые

• Признаки и свойства.

1

1

 

 

 

 

• Приложения

 

4

 

 

8

Модульное оригами

• Правильные многоугольники, трапеция.

2

8

 

 

 

 

• Модули.

1

10

 

 

 

 

• Приложения.

 

22

 

 

9

Контрольные работы по оригами

 

 

6

 

 

10

Задачи по геометрии, решаемые методом оригами

 

 

17

 

 

Итого

170

 

 

 

Приложения.

1.               Введение. Орнаменты из базовых форм и рыбки Эшера, шесть бомбочек.

2.               Перегибая лист бумаги. Классические задачи: сложение «в столбик», «два квадрата», «как пролезть через лист бумаги?», «зебры пойманы», «центр круга», «из прямоугольника квадрат», «выравнивание краев бумаги», «живая закладка», «Можно ли увеличить периметр?». Головоломки: игра в слова, «четыре треугольника», «Где яблоко?», кубик наизнанку.

3.               Деление квадрата и прямоугольника на равные части. Подарочная коробка, подставка для карандашей, колесо наизнанку.

4.               Начальные геометрические сведения. Взаимное расположение прямых и точек на плоскости. Сравнение отрезков. Деление стороны квадрата (отрезка) на 2, 3. 4, 5, 7, 9 частей. Цурефуне.

5.               Угол. Нарцисс, учёный таксик, обезьяна с литаврами.

6.               Треугольник. Флексагон, кусудама «Хризантема», «Волшебный шар».

7.               Параллельные прямые. Поверхности.

8.               Модульное оригами. Орнаменты.

 

Литература.

            Для педагога:

1.               Белим С.Н. Программа курса «Оригами» для общеобразовательных учреждений - Омск: «Курьер», 2001.

2.               Белим С.Н. Геометрия листа бумаги - Омск: ОмГУ, 1997.

3.               Соколова Г.А. Педагогические основы оригами - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2002.

            Для учеников:

1.               Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Игры и фокусы с бумагой - М.: Рольф, АКИМ, 1999.

2.               Оригами в Англии - М.: АКИМ, 1998.

3.               Сергеев И.Н. Примени математику - М.: Наука, 1990.

4.               Журналы: «Оригами - искусство складывания из бумаги» - М.: АКИМ   1999, №№ 4-6, 2000, № 1, 2001, № 1.

 

 

 

:  Решение геометрических задач при составлении коробок.

:  Применение элементов оригами на уроках математики в 5-9 классах

(Огл. материалов Конф.)