Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе с использованием элементов оригами

Журавлёва Г.А, учитель начальных классов школы № 56 г. Омска

Система уроков развития речи - один из основных элементов общего языкового и нравственного воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, и непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной "глухоте". Задача педагога - соединить в сознании, чувствах детей живой мир и мир слов, вернее даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.

Использование на уроках развития речи оригами - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

По мнению специалистов, ребёнок овладевает разговорно-бытовой речью к восьми годам. Он ещё не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идёт очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врождённым языковым чутьём, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. Активизация взаимосвязи с оригами и ИЗО, использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-эстетическое сознание.

Целью данной интеграции является формирование творческого подхода к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление органической связи между искусством слова и изобразительного искусства с оригами, более основательное понимание особенностей каждого из них. Именно в условиях взаимосвязи более успешно формируется не только определённый комплекс речевых умений, но и полноценная "языковая личность".

Столкнувшись с тем, что дети в начальной школе не умеют ещё связанно и последовательно строить описания, то есть, показывают низкий уровень речевых умений, а у некоторых он вообще не сформирован, я стала искать пути выхода из этой ситуации. Мною было проведено педагогическое исследование. На начальном этапе была поставлена задача - выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями - описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества детей.

Был проведён урок развития речи: сочинение "Моя любимая игрушка" во 2 классе школы № 56 с углублённым изучением предметов Октябрьского округа г. Омска. Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение последовательно и связанно строить описание;

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умения использовать прилагательные в описательном тексте.

В работе использована методика проведения урока Г.С. Щеголевой [Уроки развития связанной речи в начальной школе].

Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связанно описывать) 59% класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 53%, а использовать прилагательные в описательном тексте - 42 %. Хуже всего у детей развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у 35 % класса. Таким образом, данные умения сформированы на высоком уровне только в половине случаев.

Приведу пример - сочинение. Никифорова Вадима.

"Моя любимая игрушка - акула.

На 23 февраля мама мне подарила ИГРУШЕЧНУЮ акулку. Она очень КРАСИВО раскрашена в СИНИЙ цвет.

Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперед, она его закрывает. Мне она очень нравиться, играть с ней одно удовольствие".

В сочинении Вадима 2 основных недочёта: текст неправильно разделён на абзацы и мало используется прилагательных

Далее мною было проведено 5 уроков развития речи (сочинений-описаний), на которых использовалось изобразительное творчество детей и их поделки оригами. Ученики рисовали предметы описания дома, изготавливали поделки, а затем приносили на уроки, где с ними проводилась работа.

Темы уроков: 1. Моё домашнее животное.

2. Мой лучший друг.

3. Моя комната.

4. Мой класс.

5. Моя любимая игрушка (2).

Цели интегрированных уроков: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими рисунками и поделками оригами. На завершающем этапе исследования был проведён контрольный урок развития речи, на котором детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинений.

Результаты анализа уровня развития речевых умений получились высокие. Умеют строить описание и раскрывать тему и основную мысль - 88% класса, отобрать материал в соответствии с темой и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%.

Вот какое сочинение написал Вадим после серии занятий:

"Моя любимая игрушка - гриб Григорий.

У меня есть ЛЮБИМАЯ игрушка. Это гриб и зовут его Григорий. Гришу принёс дед Мороз и посадил под ёлку. Это был САМЫЙ ЛУЧШИЙ подарок.

Григорий - БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ гриб. У него КРУГЛЫЕ глаза, ГУСТЫЕ БЕЛЫЕ брови, ДЛИННАЯ борода. Нос картошкой и весь в веснушках.

На ОГРОМНУЮ КОРИЧНЕВУЮ шляпу упал ЗЕЛЁНЫЙ листок, а на нём божья коровка.

Мне он очень нравиться!"

Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

Такую работу на уроках развития речи я предлагаю попробовать и вам. Желаю успехов.

 

 

 

:  Оригами на уроках геометрии

:  Свободное оригами. Складывание без границ

(Огл. материалов Конф.)