Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

 

Свободное оригами. Складывание без границ

 

Фатеев А.В., Новосибирск

 

 

Оригами - это искусство и как в любом искусстве, чтобы постичь его сущность необходимо пройти многие этапы

Первое, с чего, обычно, начинается изучение оригами -это освоение основных способов складывания бумаги. Если раскладывать оригами по частям, то можно сказать, что начинающий знакомится с понятиями, принятыми в оригами элементами складывания. Начальное изучение происходит на так называемых детских работах, то есть, простейшего оригами. Очень важное место здесь занимают классические фигуры.

Оригамист знакомится с основами фигур, с различными методиками, способами складывания, принципами, которые можно проследить и в других работах. В конце этого этапа обычно появляется первое творчество -видоизмененные фигурки и первые попытки создания нового.

Освоив эту ступень, оригамист совершенствуя свои умения, постепенно осваивает все более сложные по выполнению работы. Здесь так же существует определённая система принципов, определяющих фигуру. Складывание уже не обходится без чтения и написания схем. Большое развитие происходит в образном мышлении, отсутствие или слабое развитие которого значительно усложняет профессиональный рост. При обучении на этом этапе важное место занимает творческий поиск.

Ставя перед учениками определённую цель, необходимо наметить основные пункты процесса и запустить систему в действие. Зная своё направление, ученики опираются на намеченные педагогом места и, потрудившись не только руками, но и головой, а это происходит достаточно активно, -так как не предоставляется порядок действий, достигает превосходных результатов.

На следующем этапе происходит знакомство с более сложными вариантами складывания. Здесь внешне схожая фигура выполняется гораздо сложнее, например, у животного, кроме общих очертаний можно заметить глаза, другие мелкие детали, которые переводят работу на более высокий уровень. Также изучаются оригинальные методы складывания, особенности работ, основы фигур.

Всё это расширяет представление человека об искусстве, тем самым, снимая ограниченность, ложное представление о которой возможно произошло на предыдущих этапах. Оригами уже не понимается как замысловатое складывание интересных фигурок, а предстает миром неограниченных возможностей, хранящихся в листе бумаги и человеческих руках. Обычно, на этом этапе оригамист определяется с направлением, которое будет являться для него основным, но не отрицающем остальные.

Далее, когда человек накапливает огромное количество знаний и умений, появляется необходимость в их систематизации и обобщении. Это даёт возможность не забыть оригинальные моменты, выделить общее в работах, что позволяет складывать практически любую фигуру, уже существующую или новоизобретенную. Овладев множеством практических навыков, оригамист может изменить внутренний аспект оригами, оказывающий воздействие на образ фигур. Если какое-то время назад, фигура для его дальнейшего складывания определялась внутренним состоянием, как принято называть - настроением, то теперь само настроение и мысль определяют фигуру. В состояние радости появляется фигура, действительно передающая и воплощающая в себе эту эмоцию. Этот принцип достаточно важен и необходим, особенно, если рассматривать складывание как искусство.

По уровню творческих способностей, близка к предыдущему этапу, методика преднамеренного складывания. Она заключается в следующем. Овладев достаточным количеством умений можно сложить практически любую работу по своему усмотрению. В самом начале процесса прогнозируется результат. И все дальнейшие действия пристраиваются в соответствие с этим результатом. Так, например, для складывания цветка, подбирается подходящая основа, либо изготавливается индивидуальная, и складки определяются по следующим положениям лепестков, их количеством, наличием тычинок, то есть основными параметрами фигуры.

Большое внимание уделяется образному мышлению и практическим умениям. Развивая первое, можно складывать фигуру без помощи бумаги и рук. Здесь имеется в виду воображаемый квадрат, который посредством

мысленных усилий будет складываться, приобретая форму. Простой вариант подобного складывания - повторение поэтапно уже хорошо известной фигуры. Подобное мысленное складывание способно оказать значительную помощь при развитии творческих способностей.

 

 

 

:  Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе с использованием элементов оригами

:  Применение оригами как рефлексивного метода

(Огл. материалов Конф.)