Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

Применение оригами как рефлексивного метода

Соколова Г. А., педагог дополнительного образования

ЦДТ "Факел", г. Кольцово. Новосибирская обл.

Смена педагогического мифа от передачи знаний к эвристике находит реализацию применительно к педагогической практике в следующей стратегии деятельности. Творчество педагога как работа по собственному совершенствованию выражается в следующих моментах:

1. в проектировании технологии применительно к конкретным детям (возрасту, уровню развития, особенностям и др.)

2. в создании педагогических условий для реализации потенциала развития ребёнка.

Рефлексивное качество мышления ребёнка сегодня может рассматриваться и как условие его дальнейшего продуктивного обучения и как результат полноценного развития.

Для реализации функции обучения, направленной на развитие культуры рефлексивного мышления, в первую очередь такой культурой необходимо обладать педагогу. Однако это условие далеко не всегда выполнено. Школа страдает вербализацией и интеллектуализацией, учителя зачастую заражены предметоцентризмом и авторитаритаризмом в подходе к ребёнку. В начальной школе по-прежнему наблюдается установка на чрезмерную эксплуатацию долговременной памяти без должного развития непроизвольного запоминания (педагогический приоритет периферийной памяти имеет перевес над приоритетом оперативной памяти). В целом не учитывается системный характер психики ребёнка, не реализуется воспитательный потенциал учебного процесса. Результатом нарушения принципа природосообразности является то что, ребёнок отчужден от знания как носителя культурного содержания.

Оригами может быть предложено как деятельность, перестраивающая в корне не только учение ребёнка, но и восприятие ребёнка педагогом, поскольку оригами обладает рядом необходимых в этом контексте характеристик:

  учитывает системный характер психики ребёнка;

  опирается на межполушарный обмен;

  опирается на самодвижение ребёнка;

  является межпредметной средой.

Особенно актуальным в сложившейся педагогической ситуации и сегодняшних условиях социума является привлечение средств, которые могут быть толчком для запуска рефлексивных процессов ребёнка младшего возраста. Как показывает практика, сопровождение алгоритма складывания сказочным сюжетом, имеющим целью рефлексивный вывод на смыслы и идеалы, даёт импульс творческому мышлению ребёнка. Это и позволяет перевести движение мыелеобразования в вертикальное измерение, то есть к духовности.

Развитию рефлексии способствует возможность экзистенции (реализации полноты проживания) в обучающей ситуации при условии осуществления межпредметных связей. Движение, рисование, межкультурное взаимодействие и надпредметная творческая среда (с возможностью привнесения "вкраплений" культурного содержания из различных областей знания и деятельности человека) помогают формированию внутреннего плана действий, формированию математической культуры, углубляют знания, воспитывают эмпатийное отношение к окружающему миру. В целом, все это направлено на обогащение субъектного опыта ребёнка.

 

 

 

:  Свободное оригами. Складывание без границ

:  Оригами: «для чего, чему и как учить?», или оптимизация  образовательного процесса по оригами

(Огл. материалов Конф.)