Текстовые труды V Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 25-27 марта 2002 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ: «для чего, чему и как учить?»,
или оптимизация образовательного процесса по оригами

(С.В. Опаричева, Москва).

«Оригами в американских школах не является обязательным уроком. Это искусство пре­подаётся в основном учителями других предметов, увлекающимися им и отдающих себе отчёт в значимости оригами для всего педагогического процесса в целом и своего предмета в частно­сти. Реже оригами преподаётся как отдельный предмет педагогами вроде меня - занимающи­мися оригами профессионально. Несмотря на это, достаточно часто значение оригами как от­дельного предмета пока недооценивается в американских школах. Происходит это, по моим соображениям, из-за двух причин. Во-первых, большинство учителей сами ещё недостаточно освоили оригами, чтобы с лёгкостью и успехом преподавать его своим ученикам. Во-вторых, с внешней точки зрения, оригами больше похоже на забавную игру, чем на серьёзный предмет, достойный изучения. С этими проблемами в меру своих сил, стараюсь бороться».

(Из письма оригамистки и педагога Гай Мерилл Гросс, США)

 

Преамбула. Департамент образовательных программ и стандартов Минобразова­ния РФ проводит эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования (Федеральная программа развития образования, План действий Правитель­ства РФ в области социальной политики и модернизации экономики). Действуют два проек­та.

Проект «Обязательный минимум содержания образовательных программ...» направлен на конкретизацию так называемых дидактических единиц. Перечень дидактических единиц делает сравнительно прозрачной структуру содержания обучения, понятную непрофессионалу. Однако такой перечень является абсолютно недеятельностным, не задаёт операционное планирование результата обучения, необходимый профессионалу.

Проект «Требования к уровню подготовки выпускников... » направлен на установление уровня, реально достижимого в практике массового образования, и на обеспечение возможности получать качественное образование. Здесь на деятельностном языке определяется планирование, мониторинг и управление. Однако при этом не обеспечивается наглядность и понятность для широкой публики.

Два взаимно дополняющих друг друга подхода позволяют целостно рассматривать образовательный процесс, отвечать на вопросы «чему учить?» и «для чего учить?», предоставляя педагогам открытый простор для творческого поиска ответа на вопрос «как учить?».

Концепция. При отборе дидактических единиц («чему учить?»), с одной стороны, и при выборе целевого направления («для чего учить?»), с другой стороны, в оригами как образовательном процессе обнаруживаем чрезвычайную концентрацию проблем. Природа этих проблем однозначно вытекает из смысла оригами [ 1-4].

1. интеллектуально-познавательные составляющие

   логические и технические, развивающие техническую изобретательность

   эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

2. досуговые и социально адаптирующие составляющие.

Оригами комплексно выполняет основные функции в области образования и

педагогики, касающиеся категорий:

   «учить» («знать», «уметь» и «владеть» или «знания», «умения» и «навыки»),

   «развивать»

   «воспитывать».

Оригами, будучи игрой, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так, дети вовлекаются в «мир оригами», или:

   мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация);

   мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);

   мир науки, техники и технологии (творчество, логика, экология природы).

Оригами имеет возможность объединять:

   детский и взрослый интересы,

   детские и педагогические ценности,

   гуманитарное и политехническое образования,

   естественнонаучные и логические знания,

   восточные и западные традиции культуры,

   нравственно-идеологические и научно-технические системы взглядов.

Педагоги-оригамисты находятся перед трудным выбором из-за следования или из-за сопротивления традиционной ориентации на фундаментальные знания. Это - духовный стандарт в гуманитарном образовании, основополагающие парадигмы в политехническом и естественнонаучном образовании (при состязании консервативных и радикальных концепций). Трудностей добавляют такие явления, как внедрение в жизнь информатики и так называемой социализации (социальные умения общения); императив «не навреди!» и «деятельностная разгрузка» через «обязательное изучение, но не обязательное усвоение»; отказ от теологических доктрин и оценочных клише, добавление к ценностной ориентации ещё и опыта эмоциональной и творческой деятельности; переход от так называемой линейной конструкции дисциплин к их концентрической конструкции.

В той или иной мере учитывая перечисленные тенденции 1 обстоятельства, предлагается апробированный образовательный процесс «Трансформация бумажного листа - оригами». Для двух возрастных групп от (3) 4 до 6 лет и от 7 до 15 (18) лет. Срок реализации 2 года. Имеется Сертификат № 40 (2001 г.) «Оригинальной примерной авторской программы дополнительного образования детей» от Управления социальной воспитания, международных и межрегиональных программ Московской комитета образования.

Требования к уровню подготовки. Изучение оригами должно предоставить учащимся возможность:

1. осваивать эстетические и художественно-изобразительные представления

• развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы;

• развивать образное мышление, способность различать виды и особенности художественных произведений, получать представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;

   познакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства;

   участвовать в коллективной и самостоятельной творческой деятельности;

* * *

   развить эстетическое восприятие народного и профессионального искусства, воспитать чувство прекрасного;

   сформировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, устойчивую потребность в общении с искусством в различных формах;

   уметь выделять характерные признаки произведений искусств (эпоха, стиль, жанр), самостоятельно исследовать художественную идею на основе понятий и закономерностей искусства;

   развивать художественную эрудицию и содержательное знакомств с произведениями (объектами) и именами (субъектами) в истории искусства;

   свободно проявлять творческую инициативу в избранных и смежных сферах искусства;

* * *

• постигать основы художественного мышления, уметь раскрыт философский смысл художественных явлений, оперировать эстетическими категориями; понимать отношение классики

   сформировать художественную культуру, развить художественную грамотность и овладеть теорией и языком искусства;

   овладеть профессионализмом в исполнительской, искусствоведческой и творческой деятельности;

   осознать социальную значимость искусства и проявить себя в сфере художественного просвещения;

2. осваивать логические и технические представления

   получить представление о категориях «высказывание», «утверждение» и «рассуждение»;

   усвоить смысл отношений «больше-равно-меньше» и их связь, изображать на схемах эти отношения;

   усвоить правила выполнения действий, научиться составлять описания последовательности (алгоритм) действий;

   осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира и усвоить их свойства;

   приобрести опыт измерения и вычисления геометрических величин (планиметрических и стереометрических) и получить представление о зависимости между ними;

   усовершенствовать умение проводить дедуктивные и индуктивные рассуждения;

   научиться строить логичные рассуждения, выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.);

   получить представления об аксиоматическом построении научных теорий;

   приобрести развитие, позволяющее теоретически мыслить при решении практических задач;

   овладеть умением и навыком дополнять обыденный словесный язык профессиональной терминологией, символическим и геометрическим языком, соблюдая логичность и систематичность;

   овладеть символическим языком и развитой техникой его использования для описания предметов окружающего мира;

   овладеть геометрическим языком и научиться использовать его, развить пространственные и изобразительные умения, приобрести навыки геометрических трансформаций (движений или преобразований: отражение, поворот, перенос и др.);

   научиться проектировать объекты труда с учётом функциональных (практических) и эстетических требований, разрабатывать технологии их изготовления и создавать готовый продукт, имеющий личную или общественную значимость;

• выдвигать и оценивать предпринимательские идеи, узнать о способах защиты авторских прав и оценивать условия практической деятельности;

* * *

   приобрести представления о свойствах материалов, способах их обработки и применения;

   приобрести общетрудовые навыки и умения владения ручными инструментами;

   приобрести навыки творческой технологической деятельности, безопасных приёмов работы, поведения в трудовом коллективе;

   получить представления о трудовых традициях и эстетических особенностях содержания рабочего места;

   получить представление о категориях «изобретение», «совершенствование» и «рационализация»;

3. осваивать естественнонаучные представления

   освоить процедуры исследования (наблюдение и эксперимент, обработка результатов наблюдение и эксперимент, познание и проверка знаний практикой);

   получить представление о категории «открытие»;

   осознать социальную значимость теории и практики, проявить себя в сфере науки и техники;

4. осваивать представления информатики

   получить представление о возможных источниках информации, способах её поиска, приобрести опыт получения информации;

   переводить информацию в личные знания для использования в своей деятельности, использовать информацию для принятия самостоятельных решений;

• использовать информацию для создания информационных моделей, объектов и процессов (схем, таблиц и др.);

   использовать и строить «цепочки», «деревья» (и «ветвления») и «таблицы» объектов рассмотрения для их «структурирования» (упорядочения, классификации, систематизации);

   использовать и строить математические модели игровой деятельности (применять комбинаторику);

   освоить стандартные массовые средства оргтехники и работы с информацией (текст, фотография, рисунок, чертёж, ксерокопирование, принтер, сканер, цифровая фотография, кино, телевидение, видеозапись, мультипликация, мультимедийный проектор, динамические или электронные таблицы);

   освоить стандартные массовые средства телекоммуникации (электронная почта. Интернет);

   осознать социальную значимость информатики и проявить себя в сфере информатики;

5. осваивать экологические представления

   осознать значимость вербального выражения мыслей и знания родного и неродных языков как средства общения между людьми;

   получить знания о человеке как части природы и живом организме, охране здоровья человека и среды его обитания, роли здорового образа жизни и правилах безопасной жизнедеятельности;

   получить основополагающие знания о геологических процессах и явлениях на планете Земля, целостные знания о географии природы, населения и хозяйстве материков и государств, истории человечества;

   получить основополагающие знания о проблемах освоения землянами Космоса;

   распознавать социальные явления (экономические, социальные, политические, нравственные, духовные), получить основополагающее знакомство с проблемами народов и их культур, знать социальную значимость толерантного поведения;

   осознать социальную роль взаимодействия поколений и преемственности поколений в семье и обществе;

   осознать социальную значимость революционного и эволюционного развития и концепции «устойчивого развития»,

ЛИТЕРАТУРА

1. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции препода­вателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.). Ред. С.Ю.Афонькин - М.: Аким, 1996. - 160 с.

2. Опаричева С.В. Оригами: игра, головоломка или нечто большее? Оригами в жизни великих людей. // Наука и жизнь. - 1999. - № 12. - С. 47 - 52.

3. Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. - М: ЦЭВДиЮ, 1997. - 18 с.

4. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс. // Вестник образования и развития науки (РАЕН). -.2001. -Т. 5.-№ 2. - С. 110-120.

5. Опаричева С.В. Трансформация бумажного листа - оригами. - Оригинальная при­мерная авторская программа дополнительного образования детей: Сертификат № 40 от Управления социального воспитания, международных и межрегиональных программ Мос­ковского комитета образования. - 2001. - 60 с.

 

 

 

:  Применение оригами как рефлексивного метода

|| : 

(Огл. материалов Конф.)