Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Такаюк Т.Г.,  г.Калачинск Омской области

Развитие творческих способностей учащихся по средствам использования техники бумагопластика на уроках «ИЗО и художественный труд» и во внеклассной работе является одной из важнейших целей, реализуемой в образовательной области «Искусства». Задачи:

  выявить уровень развитости познавательных процессов, конструкторских умений детей и сформированности умений проявления творчества младших школьников;

  сформировать основные умения и навыки работы с бумагой:

  развить конструкторские умения и навыки моделирования через систем) заданий;

  разработать и использовать при оценки сформированности™ умений и творческих способностей оценочно-результативной модуль.

Актуальность

В программе «ИЗО и художественный труд» отводятся часы на работу с бумагой, то есть конструирование. Не у каждого младшего школьника развито пространственное и образное мышление (представление) предмета. В связи с этим возникают ситуации, которые ведут к созданию ситуации не успеха и ребёнок теряет интерес к предмету. Следовательно, необходимо пересмотреть всю систему работы и найти выход из этой ситуации.

Почему выбрана именно бумагопластика?

  доступный материал;

  «пластичный», «лёгкий» в исполнении, легко меняющий свою форму;

  программа предполагает использование бумагопластики практически на всех занятиях (кроме лепки);

  развивает способности ребёнка развернуть внутренний план действия с использованием пространственных операций;

  акцентируется внимание на развитие тонких ручных движений;

  способствует раскрытию математических задатков ребёнка;

  идет связь со здоровьесберегающими технологиями, что способствует целостному развитию ребёнка.

Реализация программы

Реализация программы ведётся через уроки «ИЗО и художественный труд», технологию, природоведению, модульные группы, факультативные занятия, кружок «Декоративно-прикладное искусство».

Для решения проблемы использую:

Оценочно-результативный модуль.

1. Точность выполнения (Конструкции).

2. Аккуратность складывания и фиксация складок (или швов).

3. Правильность и удачность цветового и колористического решения.

4. Правильность композиционного решения.

5. Оригинальность и многоплановость композиции.

6. Дополнительные баллы (новые авторские дополнения и решения).

 

 

 

 

Проблема

«Повышение уровня творческого мышления

младших школьников»

 

 

Деятельность учителя

  • разумная дисциплина с установкой доброжелательности;
  • выбор материала для заданий;
  • подготовка наглядного материала;
  • прямой показ:

            а)         последовательный.

            б)         с разрывом операции.

 

 

 

Деятельность учащихся

I этап - подражание пассивное.

II этап - подражание активное.

III этап — самостоятельное изготовление частичное или полное.

 

 

Организации деятельности учащихся

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

 

 

Мотивация

  • улучшение усвоения школьной программы;
  • выставки;
  • конкурсы.

 

 

Формы

  • урок классический;
  • урок нестандартный;
  • кружок «ДПИ»;
  • внеклассная работа;
  • самостоятельная работа.

 

 

Контроль и самоконтроль

  • исследования и оценочно-результативный модуль;
  • индивидуально-рейтинговая карта;
  • общая рейтинговая карта.

 

 

Итоги

  • развитие пространственного и образного мышления;
  • повышение уровня развития творческого потенциала, глазомера, мелкой моторики рук;
  • устойчивость учебной мотивации;
  • повышение эффективности учебного процесса, качественное усвоение материала.

 

 

 

 

 

 

:  Творчество – путь к изобретательности

:  Сотрудничество дошкольного учреждения с УДО

(Огл. материалов Конф.)