Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ТВОРЧЕСТВО - ПУТЬ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ

Клеймёнова Т.Д. г. Омск

Творчество - это создание чего-то нового совсем неизведанного, характеризующееся неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. В настоящее время исследования учёных показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Главное использовать эти богатейшие возможности, которые дала ему природа. В техническом творчестве существует две формы получения творческого результата:

  изобретения;

  рационализация.

Сначала необходимо создать условия, при которых воспитанник мог бы радоваться игре, труду, учению, а уже потом ждать от него успехов. Главной целью изобретательности служит постановка проблемы (осознание проблемы). Разрешение проблемы осуществляется в процессе мышления, а это значит, что изобретение возникает внезапно и независимо от предшествующей деятельности или опыта. Здесь наиболее точно отражаются моменты познания, то есть, прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для ребёнка новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового, ранее не знакомого. Необходимо в данный момент «заразиться» идеей. Идея - это мысль, переходящая в действие, которая включает в себя цели и способы её достижения.

Большую роль играет организация практической деятельности, целенаправленность на достижения результата. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, ребёнок радуется своим успехам, что не мало важно для дальнейшей изобретательной деятельности. Познавательный интерес носит поисковый характер, постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам ищет. При этом поисковая деятельность воспитанников совершается с увлечением, они испытывают эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат, но и на протекание психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения, которые под влиянием изобретательства приобретают особую направленность.

Для того чтобы развивать творческий потенциал личности, необходимо давать детям самостоятельные задания - это самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков детей. Используя практические умения, ребёнок сам делает выводы, лучше познает новый материал. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть от части нов, а от части знаком.

Регулярное использование на занятиях кружка системы особых методик и заданий, направленных на создание творческих возможностей и способностей (это про генную инженерию средствами педагогического слова? – прим. ред.), расширяет кругозор воспитанников, способствует и повышает качество его подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.

Удачи, творческого потенциала и одарённых вам детей! (Так всё-таки интересны и природные способности, оказывается? – прим. ред.)

 

 

 

:  Элективный курс в 9 классе

:  Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках «ИЗО и художественный труд»

(Огл. материалов Конф.)