Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

Рехлова Т.Т., г. Северск

«Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним

первоисточник мысли - окружающий мир.

Дадим ему величайшую радость — радость познания»

                                                  В.А. Сухомлинский

Являюсь участницей школьного опыта «Стимулирование достижений успеха учащихся в культурно-образовательном пространстве школы» (интересно, а как перевести это название на русский язык с учётом значения греч. слова «стимул» - «палка», обычно в смысле «принадлежность для подхлёстывания нерадивых» – прим. ред.?). Более десяти лет веду двухгодичный спецкурс оригами для младших школьников. Жизнь показала, что это искусство способствует пробуждению и укреплению познавательной деятельности и творческого воображения у детей.

Считаю, что оригами является искусством, которое подхлёстывает воображение и предпосылки к познавательной и творческой деятельности ученика. Занятия оригами проходят живо и интересно, если использовать элементы игры и театрализации, отрывки музыки, хореографии, книг и поэзии.

В стимул (см. выше  – прим. ред.) «радости познания» Сухомлинский вкладывал единство таких понятий как рациональное и эмоциональное, мысли и чувства, трудовое и духовное начало в деятельности ученика. Я разделяю точку зрения великого педагога и прилагаю в качестве практической работы конспект занятия оригами, которое это подтверждает.

Занятие по оригами с учащимися класса санаторного типа (2-ой год обучения): «День Защиты детей. Символический образ журавля».

Цель:

  Разрабатывать подвижность пальцев рук у учащихся.

  Воспитывать у детей чувство патриотизма, международной солидарности, дружбы, миролюбия, сострадания.

  Развивать образное мышление, память, речь.

Оборудование:

  Плакат с поэтапным изображением поделки журавля в технике оригами.

  Репродукции картин с изображением журавлей.

  Аудиозапись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса.

  Учебник «Живое слово» 1 класс.

 Ход занятия.

I. Сообщение учителя.

В 1914 году началась Первая мировая война. Она привела к огромным и бессмысленным жертвам. Люди мира решили привести общество в порядок: рассмотреть проблему войн и составить документ по правам человека. В 1917 году появился первый документ - «Декларация прав человека», а в 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. Но опыт Первой мировой войны не всех научил уму-разуму. В 1937 году фашистская Германия и её союзники развязали новую войну. Гитлер мечтал захватить весь мир, поработить и уничтожить тех, кто не принадлежит к «арийской расе». Только нашей стране удалось ценой неимоверных усилий остановить наступление фашизма, освободить свою землю и другие страны и народы. 6 и 9 марта 1945 года американские самолёты для испытания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

II. Обратимся к учебнику 3.И.Романовской «Живое слово».

Вы уже знакомы с рассказом Ю. Яковлева «Белые журавлики». Тексты перед вами. Ответьте на вопросы словами книги.

  Как изображен в рассказе Ю. Яковлева взрыв атомной бомбы?

  Каковы последствия атомного взрыва?

  Какой сон увидела Сасаки Садако?

  Подумаем все вместе: почему девочка увидела такой сон.

  Перескажите, как героиня рассказа делала своего первого журавля?

  Как вы думаете,- кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания.

  Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Садако.

  Что означали журавлики для Сасаки и для других людей?

  Какие мысли и чувства вызвал рассказ «Белые журавлики» у вас?

-  Хочу, чтобы всегда был мир на нашей планете

-  В дань памяти Сасаки хочу тоже сделать белый журавлик

-  Пусть белый журавлик будет нашим знаком протеста против войны, против насилия.

III. Поддержим начинание.

На предыдущем уроке оригами мы уже сделали базовую форму «птица».

1. Сейчас рассмотрим на плакате по этапам, как сделать цуру (журавлик – япон.) из базовой формы «птица» См: С. Соколова «Театр оригами».

2. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса).

3. Какое впечатление на вас произвела музыка и текст песни?

Физминутка.

Ветер с юга дует, дует, солнце греет всё сильней.

Рассекая клином, небо летит стая журавлей

Крыльями похлопаем, клювами пощёлкаем,

Хвостики встряхнули, полетели, полетели и на кочки сели.

IV. Итог.

1. Чему научились на занятии?

2. Какие чувства и желания испытали сегодня на уроке? (сострадание, милосердие, солидарность, желание жить в мире).

3. Сообщение учащегося.

4. В заключение занятия мы прослушаем стихотворение Р.Гамзатова «Я не хочу войны», которое прочтёт Дымов Антон, и ответим на вопросы

  Что означают журавли для людей?

  Кто может сохранить мир на Земле?

  Почему мы отмечаем День защиты детей?

• Почему мы сделали журавликов накануне праздника?

 

 

 

:  Сотрудничество УДО с дошкольными учреждениями

:  Оригами и развитие ребёнка

(Огл. материалов Конф.)