Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

Оригами и развитие ребёнка

Шаферстова В П., г. Каличинск Омской области

«Дети и театр»

Для чего нужно оригами? Такой вопрос задают люди, впервые сталкивающиеся с искусством складывания. Его не задают те, кто сразу с головой уходит в работу, и для кого появления из листа очередной поделки остаётся фокусом, который хочется немедленно повторить.

Несмотря на кажущуюся лёгкость эти упражнения требуют от детей младшего школьного возраста значительной затраты телесных и умственных сил. Разнообразить и сделать их увлекательными помогут игры. Так я использовала игру «Путешествие квадрата». На занятиях мы смотрели, как обыкновенный квадрат превращается в необыкновенную поделку, про которую я сама рассказывала истории, сказки, стихи. Детям это, конечно, всё нравилось, и они начинали сами придумывать дополнения, изменения поделок.

В детском творчестве часто главным для ребёнка может стать не конечный итог, а сам ход ведения опытов. Это можно сравнить с игровой деятельностью, с её важным достоинством - внутреннем характере её побуждений. Играя, они озвучивают «машинки» и «животных», говорят голосами сказочных действующих лиц, изготовленных своими руками.

 Иногда ребёнок сознательно вносит изменения на последних шагах складывания. А иногда в поделке, которая ещё не завершена, ребёнок может увидеть какой-то обобщающий образ и усовершенствовать его. Так из деталей конструктора получаются новые образы предмета, животных, птиц, рыб, насекомых, людей. Так появляются «говорящие» животные, «двигающийся» транспорт, необычные сказочные персонажи.

И для себя я решила: важно не только научить детей складывать поделки, по и использовать их во время праздников, уроков, украшать свой дом, дарить друзьям. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели получать радость от творчества, делились бы её с окружающими, использовали полученные знания в жизни.

Так, изучая на уроках чтения басню И.А.Крылова «Ворона и лиса», появилась идея необычного представления. На кружке мы изготовили поделки, на уроке устроили сотязание «На лучшего актёра», а победители состязания показывали коротенькое представление на празднике. Это занятие увлекло ребят, и они сами предложили: «А давайте продолжать заниматься театрализацией». Так родился наш театр «Оригамчик».

Увлечённые ребята с удовольствием подбирали чертежи и складывали для праздника «Осени» действующих лиц сказки «Репка». С этим представлением мы уже выступали на общешкольном празднике.

У нас в школе все мероприятия проводятся по тематическим периодам. Так ноябрь проходит под девизом: «Век живи, век учись». Зная увлечения ребят нашего класса, нам предложили познакомить учащихся 2-3 классов с искусством «Оригами». Оригамисты готовились усердно и провели КТД «Оригами вокруг нас», где показали выставку поделок, рассказывали об истории искусства оригами. Прошло и представление нашего театра «Оригамчик». Дети с восторгом читали стихи, пели частушки и гимн оригамистов, показали мини-спектакль. А в заключении вместе с учителем провели ознакомительное занятие и к радости всех собравшихся научили детей изготавливать журавлика. Впервые ребята нашего класса выступали сами в роли учителя и советника.

Наша деятельность приобрела творческий характер. При подготовке к районному фестивалю «Красота спасёт мир», ребята делали поделки и с большим интересом готовились к новому спектаклю. Сначала мы подобрали сценарий, распределили роли, потом подбирали чертежи для изготовления поделок, изображающих действующих лиц и используемых для обрамления сказки. Когда сказочные лица были изготовлены, каждый «артист» вносил какие-то личные дополнения и изменения. Затем, используя творческие способности ребят, мы изготавливали поделки для представления в увеличенном виде и придумывали держатели.

Самым трудным оказалось волнение перед незнакомыми зрителями, собравшимися на районном конкурсе. Дрожащими от волнения голосами и вздрагивавшими поделками необычный театр покорил публику и жюри. Нам трудно было соревноваться с живыми артистами. Но наш спектакль на экологическую тему «В некотором царстве...» занял достойное III место. Это была первая победа на районном уровне.

Ещё много раз ребята пробовали себя на необычных ролях. Такая деятельность имеет большое значение в укреплении творческого воображения ребёнка, его воображения, культуры речи:

  Повышается подвижность и уровень разумения, пробуждается творческое мышление;

  Устанавливается на высоком уровне душевное состояние, что позволяет легче приспосабливаться к различным обстоятельствам;

  Улучшаются двигательные способности рук, подчиняющихся определённым заданиям;

  Оригами способствует укреплению сосредоточенности внимания.

Наверное, не стоит останавливаться на достигнутом, а нужно продолжать подпитывать и укреплять природные творческие способности детей.

 

 

 

:  Радость познания

:  Литературно-музыкальная композиция «Путешествие в оригамную осеннюю сказку»

(Огл. материалов Конф.)