Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ БУМАЖНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мальчикова Л.Г., г. Новосибирск

«Путешествие в страну сказок»

Многие педагоги уверены в необходимости пробуждения и укрепления у детей ещё в дошкольном возрасте способностей к размышлению и творчеству: внимания, памяти, мышления, воображения, владению речью. Как следствие, такой ребёнок начинает более успешно учиться в школе, повышается его интересе к обучению, к познавательной деятельности вообще, укрепляется его уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Если грамотно построить обучение, любой ребёнок с наслаждением станет учиться всему, что ещё предложат для обучения. Возникает вопрос: «Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием?». Программа «Путешествие в страну сказок» разработана на основе изучения методов развития творческого воображения (РТВ), анализа роли Русской народной сказки в воспитании ребёнка, овладения японским искусством складывания из бумаги «оригами» и собственного опыта в работе с дошкольниками.

Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в российское образование (автор ТРИЗ Альтшуллер Г.С., 1964). Появилось целое направление так называемой ТРИЗ - педагогики, которое занимается разработкой технологий обучения умениям решать необычные задачи.

ТРИЗ - педагогика - педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач.

РТВ - одно из составляющих ТРИЗ - педагогики, которое используется в работе с дошкольниками.

Сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, и вызывает серьёзные добрые чувства. «Сказка — писал В. А. Сухомлинский, -развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Оригами объединяет в себе и сказку и РТВ. Оригами доступно всем. Оно как сказка помогает творить чудеса: из обычного листа бумаги можно создать целый мир. Оно, как и РТВ помогает ребёнку становиться творческой личностью. Программа разработана для дошкольников, поэтому поделки довольно условные, что позволяет детям думать и фантазировать. Образ, сложенный из листа бумаги, оживает в руках ребёнка. Он им играет. Можно устроить соревнования, можно поиграть в ролевые игры, общаясь через героев друг с другом, а можно представить сказку, уже известную или только что выдуманную детьми. Таким образом, занятие оригами развивает способности общения, воспитывает доброту, дружелюбие и снижает излишнюю застенчивость. В программе подобраны не сложные в изготовлении модели русских и зарубежных авторов. Успешность и быстрота достижения результата вызовут всплеск положительных переживаний, уверенности в себе, необходимой для поддержания влечения к познавательной деятельности. Занятия оригами способствует разработке подвижности пальцев рук, достижению точности и прилежности в исполнении, воспитывает усидчивость у самых неугомонных.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Её можно использовать на уроках литературы в первом классе, посвящённых устному народному творчеству. Программа состоит из 34 занятий, время занятия 55-60 минут (2 части по 25 минут). Первая часть - воодушевляющее путешествие по сказке. Вторая часть - изготовление модели сказочного героя, предмета способом «оригами». Между частями – физкультминутка, сочетающаяся с темой занятия.

Цель - укрепление творческих способностей детей, позволяющих решать сложные задачи и выполнять творческие задания (создавать самобытные загадки, сказки, поделки, рисунки).

Планирование материала.

Темы занятий - русские народные сказки (от простых к сложным). В течение года дети соприкасаются с русским народным творчеством, слушая сказки, пословицы и поговорки. В ходе занятия они знакомятся с подходами и приёмами, способствующими укреплению творческого воображения и мышления; изучают окружающий мир, воображают, сочиняют сказки, упражняют внимание, память, разрабатывают подвижность рук, речь, учатся сопереживать; изготавливают модель сказочного героя или предмета.

Чтобы занятия проходили производительно, сказки читаются родителями или детьми дома. Для изготовления поделок оригами лучше использовать квадраты из белой ксероксной бумаги формата А4 и А5. Задания и игры в программе построены таким образом, чтобы время от времени переключать внимание детей.

 

 

 

:  Литературно-музыкальная композиция «Путешествие в оригамную осеннюю сказку»

:  Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов на занятиях оригами

(Огл. материалов Конф.)