Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ОРИГАМИ

Дроздова Е. В. г. Северодвинск

Учебное занятие проводится в форме лабораторной работы.

Тема: Изучение и сравнение важнейших свойств наиболее распространенных видов бумаги.

Выдвижение гипотезы.

Предположим, что свойства бумаги не влияют на итоги работы при изготовлении конструкций из бумаги и на их назначение.

Осуществление исследования.

Введение в тему: Повторяем, что бумага - это волокнистый материал, состоящий из мелких растительных волокон; бумаге могут быть приданы различные свойства: толщина, плотность, прочность, гладкость и т.д.

На первом шаге дети внимательно рассматривают кусочки писчей, газетной, рисовальной и промокательной бумаги и устанавливают, какой из видов бумаги имеет большую толщину. В результате наблюдения убеждаются, что наибольшую толщину имеет рисовальная бумага. Преподаватель. Сделайте линии чернилами на рисовальной, писчей, газетной и промокательной бумаге.

Вывод. В результате наблюдений дети делают вывод, что на рисовальной и писчей бумаге чернила не расплываются, на газетной расплываются незначительно, а на промокательной - сильно. Это ещё одно свойство бумаги - влагопроницаемость.

Преподаватель: Итак, мы пришли к выводу, что наименьшей водопроницаемостью обладает рисовальная и писчая бумага, наибольшей — промокательная. Это свойство бумаги необходимо учитывать в практической работе, например, для корабликов, лодочек, водяных бомбочек, следует брать бумагу с меньшей влагопроницаемостыо.

Дети: Разрывая образцы бумаг, учащиеся устанавливают, что рисовальная бумага прочнее, чем тетрадная, а тетрадная прочнее, чем газетная и промокательная.

Вывод. Прочность бумаги очень важна в практической работе: например, при изготовлении различных коробочек, самолётиков, сумочек и шляпок нужна прочная бумага, а для изготовления снежинок, салфеток и гирлянд можно использовать и более тонкую и менее прочную бумагу.

Дети. Внимательно рассматривая образцы бумаг, дети убеждаются, что их поверхность имеет не одинаковое строение.

Преподаватель. Исследуя технологические свойства бумаги добавим, что бумагу можно складывать, резать, склеивать, сшивать, окрашивать и в итоге получать различные изделия.

Второй этап.

Преподаватель. Внимательно рассматриваем образцы различных видов бумаги, мы видим в них волокнистое строение. Чтобы определить, в каком направлении расположены волокна данного листа бумаги, дети проводят ряд опытов.

Вывод. Различия в структуре бумаги, вызванные расположением волокон, отражаются на свойствах бумаги при изготовлении различных изделий.

Обсуждение исследования.

В самом начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, что свойства бумаги не влияют на итоги работы при изготовлении конструкций и их назначения.

1. После проведения ряда опытов и исследуя свойства бумаги, можем ли мы подтвердить или опровергнуть это утверждение?

2. Какую бумагу нужно брать для изготовления корабликов, водяных бомбочек?

3. Какую бумагу мы возьмём для изготовления кусудам?

4. Какую бумагу мы возьмём для изготовления снежинок, гирлянд, салфеток?

5. Если мы будем гофрировать изделия из бумаги и складывать "гармошкой", как это легче и качественнее сделать? По волокнам или поперёк?

Теперь сами приведите примеры, когда нужно учитывать свойства бумаги при изготовлении различных конструкций или деталей.

 

Заключительная часть обсуждения.

Подводя итог, мы можем сказать, что наше предположение было не верно.

Бумага, как материал, имеющий весьма разнообразное применение во всех областях жизни современного человека, обладает различными, часто особыми (гофрированная, металлизированная, наждачная) свойствами, определяемыми назначением и условиями использования каждого вида бумаги. От писчей бумаги требуется наличие одних свойств, от газетной - других, от рисовальной - третьих. Обёрточная бумага по своим свойствам отличается от бумаги цветной, а фотобумага не похожа на бумагу гофрированную или афишную.

Формулировка вывода.

Итак, окончательный вывод мы можем сделать следующий: прежде, чем браться за ту или иную работу по построению изделий из бумаги, нужно продумать какие свойства нам будут важны в процессе работы над изделием и какими свойствами должна обладать конструкция в готовом виде.

 

 

 

:  Образовательная программа по развитию речи и обучению бумажному моделированию детей дошкольного возраста

:  Роль оригами в учебно-воспитательном процессе

(Огл. материалов Конф.)