Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

РОЛЬ ОРИГАМИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Костарева Ю.И., Вологодская область

Илезская средняя общеобразовательная школа находится в Вологодской области в 40 км. от районного центра - с. Тарногский Городок. В школе обучается 94 ученика, работает 17 педагогов.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание развитию личности ребёнка, становлению и проявлению самобытности каждого ученика. Желание стать самим собой, проявить себя хочется каждому человеку. Одним из путей решения этого вопроса является занятие оригами.

В течение пяти лет в нашей школе работает кружок оригами. За это время мы приняли участие в 7 выставках декоративно-прикладного искусства, которые проходили в районе. Ежегодно участвуем в заочных олимпиадах в городе Омске, приняли участие в международных выставках, которые проходили в Новороссийске, Корее, Германии, Японии. Ежегодно в школе проходят выставки лучших работ учащихся, которые могут посмотреть и оценить учителя, родители, дети.

Нам было интересно найти единомышленников в других школах. Для этого подготовили выставку своих работ и открытый урок для учеников и учителей, интересующихся оригами. Урок проходил по такому плану:

  Сообщение ученика «Из истории оригами».

  Знакомство с базовыми формами (работа в парах сопровождалась рассказом ученика).

  Практическая работа в парах: изготовление стаканчика, журавлика.

Внеурочная кружковая работа по оригами органично связана с работой на уроках математики.

Уроки математики проходят в кабинете, в котором собран богатый наглядный материал к некоторым темам школьного курса, где можно применить оригами. На кружковых занятиях дети замечают, что малейшая небрежность ведет к тому, что приходится переделывать работу снова и снова. Это всё воспитывает прилежание, усидчивость, внутреннюю собранность, вырабатывает умение любое дело доводить до конца.

Ощутимо помогает при подготовке к урокам подобранная в кабинете картотека интересных оригамных фигур. Выбираю то, что может заинтересовать, удивить ребёнка. Например: флексоры, флексатоны, Платоновы тела, Архимедовы тела, различные игрушки, сделанные из многогранников (мышка, зайчик, снеговик, Буратино, матрёшка и другие).

В процессе изучения математики с использованием оригами у учащихся формируются математические знания, способность рассматривать геометрические объекты с разных точек зрения, отмечая существенные признаки предметов, сравнивая их, обобщая и делая самостоятельно выводы.

Красота, в создании которой принимает участие сам ученик, по-настоящему вовлекает его в активную деятельность на уроке.

На этих уроках развивается пространственное мышление детей, например: в теме «Правильные многогранники» я провожу цикл уроков, на которых ребята рассматривают и изготовляют многогранники, начиная с куба. Куб учимся делать ещё в 5 классе, когда знакомимся с понятием объёма и кубическими единицами. Именно оригами развивает у ребёнка способность видеть, чувствовать, воспринимать плоскость и объём, форму и пространство. На этих занятиях дети учатся отличать квадратные единицы от кубических.

Практическую направленность уроков легко показать детям в теме «Правильные многоугольники». Я обращаю внимание на то, что эти фигуры находят применение в изготовлении паркетов. В этой теме ученик встречается не только с математической задачей вычисления площадей плиток, из которых изготовляется паркет, но и с проблемой выбора цвета и сочетания цветов. Это уже творчество, поиск красоты, гармонии.

С большим удовольствием дети превращают квадрат в правильный пятиугольник, шестиугольник или восьмиугольник. Из этих правильных многоугольников они делают великолепные цветы.

Большие возможности проявить себя есть у детей при изучении темы «Симметрия».

Издавна человека, познавшего в ходе трудовой деятельности явления природы, поражала форма некоторых предметов и существ: очертание листьев, расположение цветов на цветках, виды плодов и бабочек, спирали раковин, строение кристаллов... В создании таких фигур поможет модульное оригами. Как известно, с помощью модулей можно собрать различные узоры, правильные многогранники, выложить гобелены, изготовить игрушки. Модульное оригами отличается простотой изготовления модулей -даже начинающие оригамисты легко справляются с такой работой.

Занятие по теме «Симметрия» даёт детям многое:

-  вырабатывают навык в отыскании симметрии,

-  в построении симметричных фигур,

- ученики видят практическое применение симметрии в прикладном искусстве.

Миссия школы заключается в том, что школа — это дом, где дают знания и учат мыслить, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это дом, в котором каждого любят, уважают, ценят, где ребёнка окружают красота и творчество.

 

 

 

:  Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов на занятиях оригами

||: 

(Огл. материалов Конф.)