Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

ЗАНЯТИЯ ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО

ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Косова Е.М. г. Омск

Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их настоящих возможностях. Ни один ребёнок не рождается ни гением, ни дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Структура мозга формируется к трём годам. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет перестает развиваться, но он использует базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в детстве не была заложена прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере. Главное—развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни и в мире.

Всегда хочется разнообразить занятия, превратить их в увлекательные, а не сводить всё к простому показу новой фигурки или нового приёма складывания. Для этого используются учебно-игровые формы занятий. Ребёнок от природы запрограммирован так, чтобы перенимать всё от взрослого. Это и пригодность к обучению, ориентировка на взрослого и, наконец, способность детей всё превратить игру. Здесь трудно определить, что от природы и что привнесёно средой.

Для занятий оригами можно условно наметить несколько игровых форм.

  Копирование детьми действий педагога (самая распространённая форма).

  Взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру).

  Педагог даёт команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как "тепло" или "холодно").

  Дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано.

  Дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением её развернуть).

Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определённых знаний, умений и навыков (тогда игра может получаться и радовать результатом).

Применяются коллективные занятия, когда одновременно все учащиеся складывают фигурки вслед за показом учителя "с рук", или по схемам, но при этом возможны два варианта: схемы одинаковые, и каждый учащийся складывает свою фигурку, или схемы разные и учащиеся складывают разные фигурки (в соответствии с возрастом или опытом).

Для освоения схем складывания можно применять следующую игру. Педагог, заранее предупредив, что не будет говорить, последовательно чертит на доске или показывает серию схем. После каждой очередной схемы он показывает не само складывание, а только результат. Так можно поступать с большинством несложных моделей.

Для ребят, делающих первые шаги в оригами, которые ещё не могут справиться со сложными моделями, можно предложить игру в соединялки . Суть её - в соединении двух-трёх готовых фигурок, в результате чего получается новая фигурка или интересная композиция.

Напоминание последовательности операции изготовления модели представляет определённые трудности и для детей, и для взрослых.

Как ребёнку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для изготовления той или иной фигурки? Мнемоника - искусство приёмов и способов, облегчающих запоминание,- советует создавать цепочки ассоциаций. Лучше, если цепочки ассоциаций будут представлять собой логически связанные образы.

Для преодоления трудностей применяется показ изготовления моделей в сопровождении сказки.

Промежуточные операции складывания могут ассоциироваться с реальными действиями. Фигурки на промежуточных этапах сложения также могут ассоциироваться с реальными образами.

Дети охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог и сам может демонстрацию фигурки сопровождать сказкой, где образы действующих лиц и их действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания квадратного листка бумаги.

Смыслу оригами и смыслу игры, заложенным в авторскую образовательную концепцию, соответствует весёлый и шутливый юн. Воспитательному процессу па занятиях оригами способствуют юмор и ирония. Допуская юмор и иронию па занятиях оригами, преподаватель заботится, чтобы во взаимоотношениях в коллективе присутствовал такт. Особое внимание уделяется воспитанию духа состязательности и соревновательности, но не соперничества.

При выборе фигурки учитываются другие увлечения детей. Это сказывается на появлении, углублении и воспитании объединённого интереса. Справившиеся с заданием дети помогают тем детям, которые не справились с заданием. В воспитательных целях постоянно поощряется взаимопомощь и взаимовыручка.

 Чаше всего оригами преподают детям в детских садах, в начальной школе и в различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Целью таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Практически все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помотает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между учителем и учениками. Известно, например, что прибывшему в Петербург в начале XX века преподавателю английского языка Чарльзу Сиднею Гиббсу именно оригами помогло завоевать доверие маленького царевича Алексея.

Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, обучению грамоте.

Новые игрушки, мыслительные задачи, игры таят в себе данный вид творчества, помогают проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии - развивают психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребёнка, познать окружающий мир.

 

 

 

:  Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

:  Сотворим мир из бумаги

(Огл. материалов Конф.)