Текстовые труды VI Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 24-26 марта 2003 г.

 

 

 

 

ОТКРЫТОЕ КРУЖКОВОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРИГАМИ.

Т.Т. Рехлова, г.Северск, Томская обл.

Тема: «Путешествие в страну сказок».

Цель. Научиться делать фигурки героев сказок, пользуясь приёмами оригами.

В процессе работы доказать, что знаем условные значки оригамистов, что умеем читать чертеж, работать по чертежу; покажем, что умеем работать аккуратно, проявляя усидчивость, трудолюбие и, если нужно, окажем помощь товарищу.

Словарь: колобок, лиса, оригами.

Изобразительный ряд: элементы декорации сказки-окно маски; книги-иллюстрации; рисунки детей.

Литературный ряд: грамзапись русской сказительницы Каюровой, пластинка «Колобок».

Музыкальный ряд: композитор Гладков, песня колобка.

Ход урока.

I.    Разговор о руках.

1.   Что такое оригами?

-     Искусство складывания из бумаги

2.   Что же нам помогает в работе на занятиях по оригами?

-     Руки.

3.   Для чего нужны человеку руки.

-     Есть, работать, писать ...

4.   Какими бывают наши руки? (потрогайте руки друг друга)

-     Умелые, теплые, ласковые, грубые...

холодные, злые, мягкие.

5.   Можно ли с помощью рук общаться?

-     Подружиться, поддержать в трудную минуту.

6.   Какими будут наши руки в этом случае?

7.   А если хочется кого-то обидеть, стукнуть, о каких руках в эту минуту надо вспомнить?

Наши руки должны быть на уроке не только добрыми, но и умелыми, послушными и творческими.

II.   Путешествие в страну сказок.

1. Композитор Г.Гладков прислал пластинку с песней одного из героев сказки.

Послушаем, определим, какая это песня, какое настроение создает? Кто из героев сказки её поет? (Словарь)

2.   Из какой сказки герой пришёл к нам в гости?

-... из русской народной... Почему?

3.   Вспомним зачин сказки.

-     Жили-были дед и баба... (Окна)

4.   Где герои сказки жили?

-     В доме.

5.   Первая цель занятия: научиться делать дом, пользуясь приёмами оригами.

6.   Рассмотрим и прочитаем чертеж.

а)   квадрат, свойства квадрата;

б)   пунктирная линия;

в)   сплошная линия;

г)   стрелка;

д) что означает / ?

7.   Приступим к работе.

а)   Найдите прямоугольный лист цветной бумаги. Как получить квадрат?

б)   Сгибая бумагу, пользуйтесь карандашом, чтобы линии сгиба были чёткими.

в)   Работаем по чертежу:

г) Последний этап работы.

Отогнём уголки и расплющим их в треугольники.

 

 

 

 

Перевернём изделие и получится дом. Анализ работ.

8.           Возвращаемся в страну сказок.

* Прослушаем фрагмент сказки в исполнении русской сказительницы Каюровой

* Обратим внимание на мелодичность, распевность чтения, так, наверное, рассказывали наши бабушки и прабабушки сказки своим детям, внукам в тёмной избе, при лучине, на тёплой русской печке долгим зимними вечерами.

* Слушая, обратим внимание, с какими героями сказки встретился колобок? (Маски)

Как охарактеризуем этих героев?

- Добродушным, снисходительным, в душе подсмеивались над глупым колобком, пожалели его.

*А каким мы увидели колобка?

- Веселый, беспечный, хвастливый, музыкальный.

9. С кем ещё должен был встретиться колобок?

- С лисой.

10. Импровизированная сценка: встреча колобка с лисой. Автор-       колобок-            лиса-

Можно помочь колобку и всем классом спеть песенку героя

11. Какой мы увидели лису?

- Хитрой, умеющей притворятся - артисткой, умеющей добиваться своей цели - находчивой.

12.Вторая цель занятия: научиться делать головку лисы, пользуясь приёмами оригами, (словарь)

13. Кто сможет рассказать последовательность выполнения работы по чертежу? Плакат

14.Прежде, чем приступать к работе, проведём небольшую

физминутку, сделаем лёгкий массаж рук и пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

15. Самостоятельная работа.

16.Последний этап, как загнуть ушки у лисы, показывает учитель.

а) ушки у лисоньки на макушке.

17. Анализ работ, показ лучших.

18. Оценка труда - отметки - карточки.

19. Возвращаясь к сказке, её героям, подумаем, чему мы у них можем научиться?

-   Доброте...

Нельзя быть хвастуном...

20. Посмотрите, ребята, как любим у нас колобок - этот весёлый беспечный сказочный герой.

а) Художник - иллюстратор Е. Рачев изобразил его графически, мы его видим румяным, веселым.

б) Композитор Гладков сочинил песню для колобка.

в) Писатель Э. Успенский сочинил литературную сказку, где колобок...

г) С Ольгой Олеговной на досуге эти сказки послушайте и снова порадуетесь встрече с колобком.

д) Попрощаемся с колобком, он покатился в страну сказок, а наше путешествие заканчивается.

21. Давайте подумаем, где могут найти применение в жизни поделки, фигурки, выполненные способами оригами?

* Теневой театр; * Подарок-сувенир своими руками. И в этом помогают нам наши добрые, умелые руки.

22. На следующем уроке мы продолжим работу и сделаем фигурки медведя и зайца.

 

 

 

:Применение элементов оригами на уроках геометрии в 10-11 классах.

 

:  Развитие умственно отсталых детей в начальной школе через уроки оригами

(Огл. материалов Конф.)