Текстовые труды VI Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 24-26 марта 2003 г.

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ ОРИГАМИ

Л.В.Финк,

учитель начальных классов специальной /коррекционной/

общеобразовательной школы - интерната №17, г. Омск

Как быстро и незаметно взрослеют дети. Развитие ребёнка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно ребёнок сделал первый шаг, произнёс первое слово и вот он уже оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребёнок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребёнок должен сидеть за партой 45 минут, соблюдая определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается различными упражнениями в штриховке, рисования, вырезывания и других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и чёткого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь.

Сложность обучения умственно отсталых учеников начальных классов обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребёнка, в целом проявляющееся в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, наиболее резко обнаруживается в начале обучения, когда корригирующее воздействие школы ещё очень кратковременно. Дети-олигофрены весьма различны по структуре дефекта, по личностным проявлениям, по привычкам и склонностям.

У всех умственно отсталых детей наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи. Для этих детей весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные дефекты моторной сферы.

Различные стороны психической деятельности детей с отклонениями в развитии оказываются пострадавшими не в равной мере. Наряду с ярко выраженными недостатками учащиеся коррекционной школы, несомненно обладают и некоторыми положительными возможностями на которых основывается их хотя и аномальное, но подлинное развитие.

Объективно дети с отклонениями в развитии способны к обучению. Их возможности в этом плане не велики, но всё же они в состоянии овладеть предусмотренными программой учебными навыками, понять и запомнить не сложный материал, усвоить небольшой объём элементарных понятий.

Программа нашей школы содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Наша школа готовит воспитанников к непосредственному включению их в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Специальные задачи коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребёнка.

Трудовое обучение детей с отклонениями в развитии является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в коррекционной школе. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.

Один из путей развития личности ребёнка в моём классе - ознакомление с искусством Японии - оригами.

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту...

Важно только, чтобы за призывами следовал труд.»

                                                В.А. Сухомлинский.

Почему оригами необходимо детям? Искусство оригами помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус, формирует и развивает ребёнка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаза и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Особенно немаловажно для умственно отсталого ребёнка то, что работа пальцами развивает его речь, координацию движений рук, что определяет подготовку детей к овладению навыков письма.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребёнок тем умнее, чем больше мастерства в его детской руке.

Для того, чтобы развить руки детей, сформировать их, как личность я решила ввести своих детей в яркий и многоцветный мир искусства оригами, которое близко и доступно всем. Для этого я откорректировала программу по трудовому обучению в начальной школе и вместо металоконструктора и уроков работы с древесиной ввела уроки оригами, которые сразу полюбились детям. Почему, вместо этих уроков, можете вы спросить? Да потому, что этот материал стал недоступен детям из-за финансовых проблем родителей, которые у нас в основном многодетные. Изготовила поэтапные чертежи и образцы изготавливаемых изделий.

Приятно видеть старание и желание детей. Знакомя с изделиями, стараюсь представить каждое ярко, эмоционально. Использую различные сравнения, эпитеты. Всё это вызывает интерес к искусству оригами, вызывает чувство радости. Часто использую игровой приём. Он развивает самостоятельность, творчество ребят. На занятиях звучит лёгкая, спокойная музыка, так как она снимает с детей напряжение.

Я считаю, чтобы развить умственно отсталого ребёнка, как личность, его надо ободрить, поддержать во время работы, особенно в начале. Хвалить надо не изделие, а самого ребёнка, то есть хвалить за умения, ни в коем случае нельзя сравнивать по «талантливости» работы ровесников - конкуренция внутри детского творчества не допустимо.

При анализе детских работ стараюсь отметить даже небольшие проявления творчества и обратить на это внимание всех детей. Обращаю внимание на аккуратность, сочетание цветов бумаги, технический уровень исполнения.

В некоторых случаях дети выполняют работу хуже, чем хотелось бы, но ценно то, что они сделали самостоятельно. Ведь дать детям возможность проявить творчество далеко недостаточно, его надо длительно развивать, воспитывать у ребёнка для этого черты поведения и качество деятельности.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. В первую очередь это доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, становятся более точными движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Складывать и заниматься чем - то посторонним невозможно.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления художественного вкуса. Оно стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит ребят с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует у детей мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребят возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

У наших ребят совершенствуются трудовые умения. Дети работают с большой заинтересованностью, основная часть класса справляется с заданиями: читает чертежи, пользуется терминологией и выполняет работу, что является хорошей подготовкой для перехода ребят в среднее звено, где их распределяют по степени развития в профклассы: столярную мастерскую, картонажную мастерскую, теплицу, швейную мастерскую - где особенно нужна усидчивость, терпение и развитие мелкой моторики. Умственно отсталые дети ограниченны в выборе профессии, поэтому требуется значительная работа по их профессиональной ориентации.

Исправление недостатков свойственных детям - олигофренам, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному труду проходит главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности школьников с отклонениями в развитии, различие степени их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода.

Это требование нашло некоторое отражение в содержании программы по ручному труду. Имеется ввиду различные уровни сложности трудовых заданий при выполнении программных изделий. На первых парах обучения некоторые ребята нуждались в значительной помощи учителя. Однако сейчас большая часть класса работает самостоятельно, после объяснения.

При обучении ребят систематически осуществляю эстетическое воспитание.

Я считаю, что проводимая мною работа способствует развитию у детей творчества, любви к прекрасному. Ребята стали более доброжелательными, любознательными, научились работать в коллективе. Многие дети научились не напрягать руки и пальцы, держать карандаш или ручку свободно, легко производить движения в различных направлениях, но этот процесс длительный и требует систематической тренировки. В ребятах появилась уверенность в своих силах и способностях. На уроках оригами всегда хорошее настроение - незаинтересованных не бывает. Дети с удовольствием делают открытки, сувенирные коробочки, игрушки и др. в подарок, получая при этом положительный психологический настрой.

Систематические занятия с детьми оригами - гарантия их всестороннего развития, ведь оно пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное эмоциональное и интеллектуальное развитие. «Через красивое - к человечному - Такова закономерность воспитания.» (В.А. Сухомлинский.)

 

 

 

:Открытое кружковое занятие во 2-м классе с использованием оригами

 

:  Универсальный модуль оригами

(Огл. материалов Конф.)