|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ШКОЛЬНАЯ
ГЕОМЕТРИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРИГАМИ И
ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА Весновская
О.В., Симолкин А.Ю., г. Чебоксары Совместное изучение школьной геометрии с использованием
оригами и с применением компьютерных технологий способствует повышению
интереса учащихся к предмету, формированию системных знаний, обеспечивает
условия для развития творческих способностей учащихся. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что
математика является важнейшим фактором, обеспечивающим готовность человека к
непрерывному образованию и самообразованию в самых различных областях
человеческой деятельности. Интерес вызывает геометрия, которая может
обеспечить развитие творческой личности. Она всегда была неотъемлемой и
существеннейшей составной частью человеческой культуры, являлась ключом к
познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Поэтому
большое внимание уделяется поиску новых методик преподавания. Это может быть
методика преподавание геометрии с применением новых информационных
компьютерных технологий или привлечение прикладных областей с элементами
творчества. Геометрия как наука возникла из человеческой практики, из
наблюдений за окружающим миром, из жизни. Шарыгин И.Ф. отмечал, что главным
действующим лицом геометрии должна быть фигура, а главным средством обучения
- рисунок, картинка. К сожалению, живая наука в школе превращается в
формально излагаемый учебный предмет, исчезает связь с окружающим миром,
остаётся только логическая схема и множество чисто формальных определений. Г.Д. Глейзер отмечает, что основные цели изучения геометрии
должны включать в себя развитие у учащихся таких свойств интеллекта, как: • геометрическая интуиция (на образы, конструкции, свойства,
методы построения и доказательства); • пространственное мышление (одно-, двух-, трёхмерные
евклидовы представления и пространственные абстракции, их обобщённость,
подвижность, устойчивость; анализ и синтез геометрических образов;
пространственное воображение); • логическое
мышление (геометрические
понятия и общие понятийные
связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в
памяти конкретных доказательств, владение разнообразными методами геометрии,
в том числе и аксиоматическим); • способность к конструктивно-геометрической
деятельности (понимание сущности скалярных величин, знание приёмов введения
метрики в трёхмерном евклидовом пространстве, умение определять, измерять и вычислять
длины, площади, объёмы геометрических фигур и других их элементов, выполнять
геометрические построения на плоскости и изображать трёхмерные фигуры,
моделировать и конструировать геометрические объекты); • владение символическим языком геометрии (понимание
геометрических символов, умение записывать в символической форме решения и
доказательства). Г.Д. Глейзер так же отмечал, что существующая система
геометрического образования в школе не может обеспечить достижение
перечисленных выше целей. Общеизвестен факт, что у подавляющего большинства учащихся
отсутствует интерес к геометрии. Об этом говорят и учителя, и преподаватели
вузов, и родители, и сами школьники. Таким образом, для того, чтобы
реализовать потенциал развития творческих способностей, заложенный в
геометрии, необходимо изменить отношение учащихся к этому предмету. Один из
возможных путей решения этой задачи - совместное изучение геометрии и оригами
с применением информационных технологий. Совместное изучение геометрии и оригами с применением
компьютера эффективно помогает адаптировать ребёнка к образовательному
процессу. Здесь важно подчеркнуть следующие моменты: во-первых, ученики
развивают творческие способности, приобретают различные умения, навыки и ряд
сведений, необходимых им в дальнейшей практической жизни; во-вторых,
развивается и углубляется их пространственное и образное мышление, что крайне
необходимо для сознательного изучения систематического курса геометрии;
в-третьих, учащиеся овладевают координатной плоскостью, чтобы осознанно и
конкретно изучать функциональные зависимости в курсе алгебры; в-четвёртых,
учащиеся учатся применять информационные технологии для отображения
геометрических понятий; и последнее, но, не менее важное, - изучение
геометрии и оригами с применением информационных компьютерных технологий
способствует всестороннему развитию логического мышления, обеспечивая
постепенный переход от индуктивного метода к дедуктивному, главной целью
которого является формирование геометрических знаний. Оригами, как основа различных направлений искусства,
является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика
здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической
значимости. На основе конструирования моделей процесс освоения геометрии
представляется последовательным развёртыванием всего процесса познания.
Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся с
новыми геометрическими понятиями, основными определениями, и наглядно изучают
закономерности поведения двухмерной плоскости в трёхмерном пространстве.
Знаково-символические операции составляют основу как оригамской, так и
геометрической деятельности. На основе геометрических преобразований условные
знаки в оригами служат указанием к действиям и направлены на создание
реальных изделий, а в геометрии - отражением свойств объекта (когда действия
уже представлены в свёрнутом виде) и представляют абстрактные модели. Совместное изучение оригами и геометрии с применением
информационных технологий взаимообогащает друг друга на всех этапах
(начальная школа, среднее звено, старшие классы). В начальной школе роль
оригами в том, что в игровой, творческой форме оно позволяет формировать у
школьников предпонятия геометрических фигур. В среднем звене в том, что
вопросы, возникающие на практике при складывании бумажного листа, приводят к
необходимости геометрического обоснования построений на основе метрических
теорем геометрии, а также возможностям применений полученных теоретических
результатов для разработки новых методов построения моделей оригами. В старших классах оригами выступает как иллюстративный
материал при проведении исследовательской работы. Контроль усвоения знаний, а
также их корректировку можно провести при помощи компьютерных тестовых
технологий. На занятиях можно применять графический редактор, а также
выпускаемые диски по оригами, которые имеются в продаже. В старших классах
при совместном изучении оригами и геометрии с применением информационных
технологий можно использовать компьютерные математические пакеты, программу
«Компас» и профессиональные графические редакторы. На всех этапах компьютерные технологии способствуют более
полному усвоению знаний геометрии и оригами. Курс «Геометрия и оригами» с применением информационных
технологий помогает учащимся познать окружающий мир, осознать его устройство,
возможности его изучения, при этом оригами служит мощным средством
формирования положительной мотивации к изучению геометрии. Сами занятия
позволяют сделать вывод о том, что совместное изучение способствует повышению
интереса учащихся к геометрии, способствует формированию системных знаний по
этому предмету, обеспечивает условия для развития творческих способностей
учащихся. В курсе «Геометрия и оригами» с применением компьютерных
технологий проявляется интегральная функция содержания образования, где
ученик овладевает опытом коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой
деятельности, осваивает опыт эмоционально-ценностного отношения к
деятельности и её объектам. Приобретая новое умение, ребёнок делает шаг
вперёд в развитии многих своих способностей. Всё это нужно не только для
того, чтобы у него были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная
голова, а тот, кто
не привык работать руками, умён только наполовину: во многих ситуациях
обычной практической жизни он не сможет проявить смекалку, сообразительность,
окажется просто беспомощным! А развитие таких качеств, как точность,
трудолюбие, терпение и целеустремленность помогает учащимся перейти на
ступеньку творчества, являющуюся основой для самостоятельных открытий. Далеко не все ученики станут в будущем геометрами, но самое
главное - они разовьют мелкую моторику рук, жизненно необходимую для
формирования мышления, научатся выдвигать продуктивные идеи и претворять их в
жизни. Вопрос объективной научной оценки результатов занятий
оригами и бумажным моделированием (не только детей, но и взрослых) уже не
первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов.
Неоднократно результаты таких исследований докладывались, например, на
всероссийских конференциях "Оригами и педагогика" в
Санкт-Петербурге, 1996-1999 гг., и Сибирской конференции по оригами в г.
Омске, 1997-1998 годах. Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и
Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, считают, что оригами не только
интересное развлечение, но и полезное занятие. В процессе его происходит
естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность
движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для
развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная
работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного
мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие,
но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Занятия оригами
способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания,
памяти, фантазии и творческого мышления. В настоящее время в помощь учителю разрабатывается
учебно-методическое пособие по геометрии с использованием оригами, которое
особенно будет полезным для учащихся при её изучении. Кроме того, её
отдельные структурные элементы можно положить в основу разработки спецкурсов
и курсов по выбору для студентов математических факультетов педагогических
вузов и слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного
профессионального педагогического образования, подготовки учебно-методических
пособий для учителей математики, и учащихся школ и классов с углублённым
изучением математики. |
|
||
|
⇦: Оригами как средство развития
пространственных представлений младших школьников |
|
||
|
|
|
||