Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ДИСТАНЦИОННО ОБУЧАЮЩАЯ ОЛИМПИАДА

«ОРИГАМИ И ГЕОМЕТРИЯ»

Белим С.Н., г. Омск

Первая дистанционная олимпиада была разработана и проведена в 2003 году. Всего было проведено четыре олимпиады:

2003 год - 15 команд из 7 городов России.

2004 год - 22 команды из 10 городов России.

2006 год - 40 команд из 16 городов России и Украины.

2007 год - 59 команд из 24 городов России, Украины и Беларуси.

В этом году пришло не одно письмо с настойчивой просьбой сообщить о сроках проведения олимпиады. Значит, олимпиады запомнились её участникам, а темы оказалась интересными и востребованными. Каждая следующая олимпиада собирает не только «старых» друзей, но и находит новых, увлечённых математикой и интересующихся искусством оригами. Цели олимпиады:

  • популяризация оригами,
  • повышение интереса учащихся к геометрии, мотивация получения знаний
  • сотрудничество и сотворчество учащихся и учителей
  • копилка педагогического опыта, профессиональный диалог педагогов
  • эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе

Все приславшие заявки, включаются в лист рассылки и получают инструкции для участия в том или ином этапе олимпиады. Материалы, рассылаемые участникам олимпиады по электронной почте, дублируются и на веб-сайте. ДООМ «Оригами и геометрия». Команды выполняют полученные задания и в установленные сроки отсылают результаты координатору олимпиады. Правильные, развёрнутые, оригинальные ответы оцениваются максимальным количеством баллов.

Команды победители (1, 2, 3 место) получают дипломы победителей и специальную литературу по теме «Оригами и геометрия», которую можно использовать на уроках геометрии и факультативных занятиях. Каждая команда, прошедшая все этапы олимпиады, получает электронный диплом участника.

Каждая олимпиада состоит из шести этапов.

1. Приветствие.

Цель конкурса приветствий: познакомиться.  В заявках команды несколько обезличены, там представлены сухие статистические данные. Всем будет интересно узнать:

-  кто работает в вашей команде;

-  почему вы решили принять участие в олимпиаде;

-  что для вас оригами;

-  за что вы любите геометрию.

-  и всё то интересное, что вы захотите о себе рассказать

2. Разминка.

Этот этап носит название «Разминка». Это не случайно: команды должны познакомиться с правилами работы, освоить или уточнить необходимые приемы оформления заданий, исключить все возможные недоразумения при пересылке писем.

З. Обучающий этап.

Цель: познакомить команды с типологией заданий, отработать внутри команды механизмы поиска и обработки информации (индивидуальная, групповая работа).

4. Творческий этап.

Команды выполняют задания самостоятельно, при решении задач используют методы решения, рассмотренные на обучающем этапе. На этом этапе команды проявляют свое творчество, делают открытия во время решения предложенных задач.

З. Дополнительное задание

Это задание развлекательного характера. На этом этапе участники олимпиады проявляют своё творчество в искусстве оригами.

Все задания олимпиады направлены на обучение решению исследовательских задач по определённой теме:

1. «Деление отрезка в данном отношении» (2003 год).

2. «Площадь многоугольников» (2004 год).

3. «Углы - самая важная геометрическая фигура» (2006 год).

4. «Параллельные и перпендикулярные прямые. Решение задач на доказательство» (2007 год).

Участники могут поделиться своими разработками, которые можно использовать на уроках математики, факультативных и кружковых занятиях. Приветствуются любые материалы на тему олимпиады, а не только связанные с использованием элементов оригами.

Для учителей во время работы олимпиады проводится семинар по теме олимпиады. Цели семинара: создание копилки педагогического опыта, профессиональный диалог педагогов; - эффективное использование ИТ в преподавании геометрии.

Главная ценность семинара - обмен опытом, в результате чего у каждого учителя, появляется подборка интересных разработок, которая поможет привнести некоторое разнообразие в привычные формы работы, поможет в проведении внутри школьных олимпиад.

Методы решения задач, предложенных на обучающем и творческих этапах сводятся к рассмотрению практического решения задачи и его математического обоснования. Математическое обоснование не вызывает больших затруднений, так как в школьном курсе математики это обычная форма работы. Для многих участников трудности связвны именно с нахождением практического решения задач. Это одна из причин, по которой не все команды доходят до финала.

Основная задача, которая ставится перед каждым учеником, не просто пройти программу, а научиться мыслить, научится овладевать фундаментальными знаниями. Это, прежде всего, глубокое понимание сути изучаемых явлений. Данный подход к изучению геометрии убеждает в правильности классических утверждений, теорем и побуждает к исследованиям.

 

 

 

: Занятия геометрией в летней гуманитарно-математической школе

:  Школьная геометрия с использованием оригами и применением компьютера

(Огл. материалов Конф.)