Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

РОЛЬ ОРИГАМИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Музалевская Н.И., г. Малоярославец Калужской области

Более 10 лет преподаю оригами детям и не перестаю удивляться, как много возможностей содержит этот предмет для развития ребёнка, становления его характера, воспитания личности.

Оригами уже после нескольких занятий позволяет выявить проблемы ребёнка, над которыми нужно работать. Здесь видны неусидчивость, невнимательность, неумение ориентироваться в пространстве, слабая память, боязнь принимать решения, боязнь сделать неправильно, (несамостоятельность, нерешительность), нежелание подчиняться (желание делать всегда только по-своему), необщительность, быстрая утомляемость, желание работать одному, желание неумеренно выделиться.

Делая свои выводы о главных проблемах данного ребёнка, над которыми нужно работать и которые можно «врачевать», я консультировалась с психологом, с классными руководителями, с родителями, и находила подтверждение тому, что за 2-3 занятия оригами возможно увидеть серьёзные проблемы ребёнка.

Часто говорю ребятам: «Ты сегодня не очень внимателен», или «Ты не уверен в себе, давай будем исправляться с помощью оригами». Дети, как правило, идут на контакт и очень радуются победам над своими недостатками.

Оригами - мощное оружие в руках опытного педагога, помогающее исправлять, развивать, «врачевать» характер, волю, ум, умения ребёнка.

Это увлекательнейшее занятие, которое очень любят дети. Каждый раз, складывая игрушку по схеме самостоятельно, ребёнок одерживает победу над собой, утверждается как личность.

Часто на занятиях разновозрастных групп мы прибегаем к самостоятельному складыванию по схемам. Разработаны таблицы, в которых педагогом после проверки отмечаются игрушки, сложенные правильно и прилежно.

Когда ребёнок самостоятельно сложит все игрушки данного курса (или книги), то есть заполнит всю таблицу, он получает грамоту и переходит на следующую ступень, для которой также разработаны таблицы и подобраны схемы для самостоятельного складывания более сложных игрушек.

Дети любят раскрашивать поделки, сделанные оригами. В подготовительных группах мы часто прибегаем к штриховке. Дети закрашивают поделки определённым образом, это способствует становлению почерка и помогает учиться ориентироваться в пространстве.

Оригами - это предмет, где дети не только изучают математические понятия, но и понимают их необходимость, так как сразу применяют свои знания в деле.

В оригами много игровых моментов.

Один из них - запуск самолётов. Но в последнее время трудно провести соревнования, потому что все участники хотят быть первыми. Но, сделав самолёт, как его не запустить? А запустив, хочется узнать, у кого дальше полетел.

Выход нашёлся. Сделав новую модель самолёта, мы идём ставить рекорды. Запускаем, смотрим, сколько эта модель может пролететь. Все дети стараются. Замеряем лучшее достижение и записываем на стенд, указывая фамилию, имя и класс ребёнка, поставившего рекорд. Предлагаем ребятам упражняться. Соревнования проводим по всем группам, начиная с самых маленьких. Лучшие достижения заносим на доску. И так весь год. После полётов сравниваем наши достижения с показателями прошлых лет (данные сведения также отражены на досках. Дети видят свой собственный рост, обращают особое внимание на свои успехи и спокойнее воспринимают лучшие достижения других.

Когда модель плохолетающая, у детей нет разочарования, что самолёт не летает, они хотят поставить достижение для этой модели.

Когда модель хорошолетающая, а дети не имеют должных навыков, педагог всегда может сослаться на достижения прошлых лет и посоветовать поупражняться.

Вот наши достижения по некоторым моделям:

 

 

Название

Лучшее достижение, м.

Источник

 

 

Самолёт № 1

20,3

С.Афонькин

 «Бумажные летающие модели»,

СПб: «Участие», 1993г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самолёт № 2

19,4

 

 

Самолёт № 3

14,7

 

 

Самолёт № 4

15,0

 

 

Голубок

9,1

 

 

Арбалетная стрела

14,2

 

 

Японский глайдер

6,7

 

 

Бомбовоз

11,0

 

 

Аэроглиссер

11,8

 

 

Планер Гофрена

14,0

С.Афонькин

«Корабли и самолёты», СПб: «Химия», 1996г.

 

 

 

 

 

 

 

Истребитель N 8-44

15,0

 

 

Птеролёт «Голубь»

12,1

 

 

Самолёт АС-1

5,6

 

 

Летающее блюдце

25,0

 

 

Сюрикен

13,4

Татьяна Сержантовна «365 моделей оригами», Москва: «Айрис», «Рольф», 1999

 

 

Прыгающая лягушка

1,45

 

 

Парусный корабль

2,28

 

 

Оригами должно нести детям радость. Счастливого вам складывания!

 

 

: Оригами на уроке письма

:  Развитие личности ребёнка на занятиях оригами

(Огл. материалов Конф.)