|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ОРИГАМИ
НА УРОКЕ ПИСЬМА Гайдаенко
Елена, г. Улан-Удэ Среди будней загруженных, Среди дел самых важных Электронные письма Не заменят бумажных... В нашей стране ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Урок письма». Именно на этих уроках, посвящённых
эпистолярному жанру, уместно включение оригами. Цель - не только обучение
навыкам написания писем, но и навыкам складывания писем и конвертов. Письмо за многовековую историю человечества приобрело такую
важность, что достойно обращения Его Величество. И хотя в энциклопедиях
даётся сухое определение: «Письмо - это речь,
зафиксированная с помощью начертательных (графических) элементов и переданная
во времени и пространстве», в жизни ему посвящают стихи, о нём поют
песни, подбирают много ярких эпитетов и сравнений. Предложите учащимся
поискать в литературе строки о письмах. Например, у Д. Самойлова: «Получил
письмо издалека гордое, безумное и женское...»; у Н. Некрасова: «Я
плакал над твоим рассчитано-суровым, коротким и сухим письмом...»; для А.
Апухтина письма - «след неизгладимый», «стон моей души», «воспоминанья
дорогие», для А.Мишина - «дурное снадобье», для И.Уткина - «летопись боя»,
«хроника чувств». Константин Симонов даёт классификацию писем: «Письма пишут
разные: слёзные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные». С этим можно
поспорить! Иногда «бесполезное письмо» приобретает необычайную важность:
«Просто синей краской на бумаге неразборчивых крючков ряды... А как-будто бы
глоток из фляги умирающему без воды». В компьютерный век кажется, что бумажные письма теряют свою
значимость, но это не так. Электронное письмо носит некую официальность, на
него не переносится печать отношения к человеку. Об электронном письме не
скажешь: «Быть может, как рука, писавшая тебя, Ты станешь чуждо мне с годами, А может быть, опять страдая и любя, Я оболью тебя слезами!..» (А. Апухтин) Конечно же, эти строки посвящены письмам личным, которые,
как и все письма вообще, пишутся по определённым правилам. Вот некоторые из
них: 1 .В письме обязательно должно присутствовать обращение к
адресату. 2.Обязательно должна быть подпись адресанта, чтобы письмо
не стало анонимкой. 3.Письмо должно быть написано аккуратно, на чистой бумаге. 4.Письмо должно быть написано на целом листе, а не на
обрывке. 5.Должна быть указана дата написания письма. б.Письмо должно быть уважительным и корректным, не должно
содержать «нелитературных» слов. Не забывайте: «Что написано пером, не
вырубишь топором». 7.Письмо должно быть содержательным, интересным. 8.Письмо должно быть аккуратно СЛОЖЕНО. Предложите ученикам составить коллективный Закон написания
писем другу (в стихах, песнях, пословицах и т.д.), затем написать письма друг
другу (например, по жребию), а затем написанные письма сложить. Учитель
показывает один-два способа складывания писем, конвертов всему классу или
небольшие группы (пары) получают папки со схемами складывания писем и каждый
выбирает свой способ. Затем проводится выставка сложенных писем или их
доставка адресатам заранее выбранным почтальоном. Можно собрать Большую книгу
различных способов складывания писем. В Улан-Удэ в течение учебного года шла игра-переписка.
Ученики одного класса нескольких школ получали ежемесячно письма от
Мишек-Оригамишек, которые знакомили их с базовыми формами оригами, схемами
складывания фигурок, способами применения оригами в школьной жизни,
выставками и конкурсами оригами, проходящими в городе, включали интересные
задания. Это была и реклама оригами, и коллективное творческое дело для
классов. В семидесятые годы прошлого века в школах очень популярны
были КИДы (клубы интернациональной дружбы). Возможно, будет интересна
переписка между клубами оригами или классами школ, гимназий из разных городов
не только по электронной почте. И каждое письмо складывать новым способом! В
Англии есть клуб, объединяющий любителей складывания писем и конвертов.
Возможно, такой клуб появится в нашей стране? |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||