Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ НА УРОКЕ ПИСЬМА

Гайдаенко Елена, г. Улан-Удэ

Среди будней загруженных,

Среди дел самых важных

Электронные письма

Не заменят бумажных...

В нашей стране ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Урок письма». Именно на этих уроках, посвящённых эпистолярному жанру, уместно включение оригами. Цель - не только обучение навыкам написания писем, но и навыкам складывания писем и конвертов.

Письмо за многовековую историю человечества приобрело такую важность, что достойно обращения Его Величество. И хотя в энциклопедиях даётся сухое определение: «Письмо - это речь, зафиксированная с помощью начертательных (графических) элементов и переданная во времени и пространстве», в жизни ему посвящают стихи, о нём поют песни, подбирают много ярких эпитетов и сравнений. Предложите учащимся поискать в литературе строки о письмах.

Например, у Д. Самойлова: «Получил письмо издалека гордое, безумное и женское...»; у Н. Некрасова: «Я плакал над твоим рассчитано-суровым, коротким и сухим письмом...»; для А. Апухтина письма - «след неизгладимый», «стон моей души», «воспоминанья дорогие», для А.Мишина - «дурное снадобье», для И.Уткина - «летопись боя», «хроника чувств».

Константин Симонов даёт классификацию писем: «Письма пишут разные: слёзные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные». С этим можно поспорить! Иногда «бесполезное письмо» приобретает необычайную важность: «Просто синей краской на бумаге неразборчивых крючков ряды... А как-будто бы глоток из фляги умирающему без воды».

В компьютерный век кажется, что бумажные письма теряют свою значимость, но это не так. Электронное письмо носит некую официальность, на него не переносится печать отношения к человеку. Об электронном письме не скажешь:

«Быть может, как рука, писавшая тебя,

Ты станешь чуждо мне с годами,

А может быть, опять страдая и любя,

Я оболью тебя слезами!..» (А. Апухтин)

Конечно же, эти строки посвящены письмам личным, которые, как и все письма вообще, пишутся по определённым правилам. Вот некоторые из них:

1 .В письме обязательно должно присутствовать обращение к адресату.

2.Обязательно должна быть подпись адресанта, чтобы письмо не стало анонимкой.

3.Письмо должно быть написано аккуратно, на чистой бумаге.

4.Письмо должно быть написано на целом листе, а не на обрывке.

5.Должна быть указана дата написания письма.

б.Письмо должно быть уважительным и корректным, не должно содержать «нелитературных» слов. Не забывайте: «Что написано пером, не вырубишь топором».

7.Письмо должно быть содержательным, интересным.

8.Письмо должно быть аккуратно СЛОЖЕНО.

Предложите ученикам составить коллективный Закон написания писем другу (в стихах, песнях, пословицах и т.д.), затем написать письма друг другу (например, по жребию), а затем написанные письма сложить. Учитель показывает один-два способа складывания писем, конвертов всему классу или небольшие группы (пары) получают папки со схемами складывания писем и каждый выбирает свой способ. Затем проводится выставка сложенных писем или их доставка адресатам заранее выбранным почтальоном. Можно собрать Большую книгу различных способов складывания писем.

В Улан-Удэ в течение учебного года шла игра-переписка. Ученики одного класса нескольких школ получали ежемесячно письма от Мишек-Оригамишек, которые знакомили их с базовыми формами оригами, схемами складывания фигурок, способами применения оригами в школьной жизни, выставками и конкурсами оригами, проходящими в городе, включали интересные задания. Это была и реклама оригами, и коллективное творческое дело для классов.

В семидесятые годы прошлого века в школах очень популярны были КИДы (клубы интернациональной дружбы). Возможно, будет интересна переписка между клубами оригами или классами школ, гимназий из разных городов не только по электронной почте. И каждое письмо складывать новым способом! В Англии есть клуб, объединяющий любителей складывания писем и конвертов. Возможно, такой клуб появится в нашей стране?

 

 

 

: Воспитание младших школьников посредством оригами

:  Роль оригами в воспитании детей

(Огл. материалов Конф.)