Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ ОРИГАМИ

Костарева Ю. И, Тарногский р-н Вологодской области

Имея многолетний опыт работы с детьми, я убедилась что, формируя целостную личность ребёнка, воспитывая его полноценным, физически и нравственно здоровым человеком, следует помогать ему, развивать знания, умения и навыки, психологические качества, обрести ценностные ориентиры. На всех возрастных этапах они имеют свои особенности и успешно формируются в процессе различных видов деятельности.

В школе и семье формируется познавательная активность ребёнка, которую он пронесёт через всю жизнь. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но школа - один из главных помощников на пути становления и формирования личности. В нашей муниципальной образовательной школе классы с небольшой наполняемостью. Это позволяет создать условия для обучения и воспитания, способствующие максимальному усвоению программы в соответствии с интеллектуальным уровнем и индивидуальными особенностями детей. Чем старше становится ребёнок, тем более серьёзные увлечения появляются у него. В наше время во многих семьях на смену простой мозаике, раскраскам, конструкторам приходит компьютер. Но оказывается, что и простые занятия с листом бумаги могут стать важным фактором, способствующим развитию ребёнка.

Приобщая детей к прекрасному, я даю возможность на занятиях кружка по оригами, развить такие качества характера как желание и умение работать, инициативу, духовную независимость, самостоятельность. В. А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности.

Помня эти слова, я стараюсь в каждом новом ученике выявить уровень творческих возможностей. И если мне удаётся развить устойчивый интерес у ребёнка к занятиям оригами, то он шаг за шагом раскрывает способности, достигая определённых для своего возраста успехов. На кружке дети не только обучаются технике оригами и приближаются к искусству, самое главное они развивают мышление, память, внимание, что влияет на успехи в учёбе. Практически все дети от природы талантливы, и школа призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развить таланты.

Часто занятия кружка провожу с детьми разного возраста. Самые сложные дети-первоклассники, так как у них нет ещё никакого опыта работы с бумагой. Им всё нравится, хочется быстрее научиться делать фигурки, но они ещё неусидчивые, невнимательные, поэтому не всё получается. На помощь себе беру третьеклассников. Хорошо, когда рядом есть ученик, который способен понять, поддержать, подсказать, поправить. Они не только помогают ребятам создать фигурку, но сопровождают процесс рассказом, учат запоминать новые слова, базовые формы. Так первоклассник расширяет и круг своего общения. Возникает процесс сотворчества.

Старшим детям нравится работать не только в парах, но и в группах. Постоянно работают три группы: 1) изготовление изделий из треугольных модулей; 2) создание изделий с помощью гофрировки; 3) создание цветочных композиций. Возглавляет работу группы ученик с самым высоким статусом, который добился совершенства в технике оригами и может оценивать работы других, быть для них в группе консультантом.

Ничто так сильно не нацеливает человека любого возраста на достижение положительных результатов, как ситуация успеха. С этой целью раз в месяц на занятиях кружка провожу итоговые выставки, позволяющие полюбоваться изделиями, обсудить и оценить качество работы. Ребёнок, демонстрируя результат своего творчества, переживает состояние радости. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки.

Считаю свою задачу выполненной, если вижу, что дети сопереживают, радуются успеху других. В ходе выставок у учителя есть возможность похвалить ученика и предоставить эту возможность его товарищам. Работу каждого ученика сравниваю, прежде всего, с его же предыдущими результатами. Однако, поощряя, всегда указываю недостатки в работах (если они есть), намечаю перспективу дальнейшего роста.

Два раза в год организую общешкольные выставки. На них представляются работы каждого ученика. Выбираю те, которые нравятся самому автору. В период подготовки оказываю детям помощь в выборе изделия и его оформлении. Помогаю каждому понять смысловую ценность участия. Стремлюсь к тому, чтобы в процессе организации выставки каждый ребёнок почувствовал свою значимость, удовлетворение от своего вклада в общее дело. Лучшие работы отбираются на районные, городские, международные выставки. По мнению психологов, если ребёнку удаётся добиться успехов в школе, у него есть шансы на успех в жизни. Создавая ситуацию успеха, мы даём возможность ученику обрести веру в себя, свои силы.

Одним из способов сотрудничества ребёнка с родителями и другими членами семьи является организация персональной выставки. Они играют большую роль в личном росте ученика и поднимают ещё больше его авторитет в глазах детей.

При подготовке такой выставки участвуют родители, братья и сестры. Совместное творчество сближает, сплачивает семью, улучшает взаимоотношения друг с другом. Мне хочется рассказать об одном из своих учеников - Кузнецове Александре. Познакомились мы с ним, когда он учился в первом классе. Энергичный, смышлёный, непоседливый. Саша быстро выучил все базовые формы, научился читать схемы и складывать по ним. Легко запоминал процесс изготовления сложных фигур. Он любил радовать своими подарками учителей, родителей, друзей и близких. После шестого класса поступил в Кадетскую школу в г. Соколе. Там он продолжает самостоятельно заниматься оригами, поддерживая связь со мной, участвует в Сибирских заочных олимпиадах, в городских и областных конкурсах, посылает работы на международные выставки.

В этом году Саша посвятил свою персональную выставку Дню учителя. Работы его неповторимы. Они оставляют незабываемое впечатление у зрителей, вызывают желание, научится делать такие же прекрасные изделия. В семье подрастает младший брат Сергей, ему 3 годика, а он уже начинает работать с листом бумаги, о чём-то размышляет, фантазирует. Старшей сестре Кате, тоже пригодились знания по оригами во время учёбы в педагогическом колледже.

Творчество оригами помогает ребёнку открыть себя. Через чувство причастности к прекрасному у ученика возрастает самооценка. Исчезает страх ошибки, прививается вкус к активному творческому труду. Очевидный результат собственной деятельности даёт толчок к новым поискам, открывает простор для дальнейшей работы над собой.

 

 

 

: Роль оригами в воспитании детей

:  Оригами как средство разв. творч. способностей учащихся на уроках технологии

(Огл. материалов Конф.)