|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ОРИГАМИ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Блохина С.А., г Омск Творчество - это создание чего-то нового, совсем
неизведанного, характеризующееся неповторимостью по характеру осуществления с
одной стороны и по полученному результату с другой. В настоящее время
исследования учёных говорят о том, что возможности людей, которых обычно
называют талантливыми, гениальными - не отклонение, а норма. Главное
использовать богатейшие возможности, которые дала ему природа. Задача учителя - развивать творческие способности учащихся.
Как их развивать и совершенствовать? На занятиях технологии оригами является
значительным средством раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому,
необходимо исходить из уже проявленных ребёнком способностей, ведь к 5 классу
у него появляется небольшой, но собственный опыт работы с бумагой. Учителю надо
только умело подвести его к потребности изобретательства. Сначала это будет
спонтанный шаг, но затем творческий потенциал ребёнка может развиться, но
может и угаснуть. Развивая творческое начало у девочек, ставя определённые
задачи перед ними, надо максимально использовать их интерес к заявленной
теме. На своих занятиях я вижу неподдельный интерес к оформлению и сервировке
стола. Умение складывать салфетки, изобретая собственные варианты оформления
стола (чайный, юбилейный, праздничный, детский и т. п.), а также новые виды
техники складывания салфеток позволяют поддерживать интерес к этой теме на
достаточно высоком уровне. Кроме интереса, для достижения больших успехов
необходима мотивация. По данным психолого-педагогической службы гимназии, на
занятиях технологии у девочек уровень познавательной мотивации довольно
высок. Большую роль этого успеха отвожу оригами. Ведь занятия на темы
«Оформление подарков», «Оформление сувениров», «Цветы», «Вазы», «Подарочные
коробки», «Валентинки», «Паспарту» и др. вряд ли кого из девочек оставят
равнодушными, ведь большинство из выполненных работ - подарки. На своих занятиях я рассматриваю развитие творческих
способностей как вид деятельности. Что значит «уметь делать»? Это означает, что побуждаемый
своими потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в
ситуации, приобрести необходимые знания и умения, правильно поставить цель
действий и в соответствии с нею и реальными условиями определить конкретные
способы и средства её достижения. Формирование творческих способностей учеников требует от
учителя упорной и кропотливой работы. В течение многих лет личность надо
готовить к достижению больших результатов, которых можно добиться - увы, лишь
в отдалённом будущем. Вот здесь преимущество оригами перед другими видами
творчества неоспоримо, ведь вечная тема «хочу» и «могу» в оригами проявляется
очень быстро: конечный результат появляется здесь и сейчас, а это очень важно
для нетерпеливого подростка. Итак, обозначим основные признаки творческих способностей
учащихся: оригинальность мышления, развитая интуиция, хорошая память,
способность рисковать, высокие эстетические ценности, гибкость ума, богатое
воображение, изобретательность и т.д. Процесс выполнения творческих проектов на каждом этапе
обучения оригами предполагает не только комплексное использование учащимися
изученного на уроках технологии, но и опору на знания и умения, полученные в
начальной школе, из других источников, а также на свой, пусть небольшой,
личный опыт. Это создает благоприятные условия для формирования у девочек
таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и
требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной
цели, умение работать в команде. Комплексный подход к разработке учебных
проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и
психологических функций учащихся, их творческого потенциала. Американский учёный Фромм предложил следующее определение
понятия творчества (креативности): «Это способ удивляться и познавать, умение
находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие
нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом,
следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата
(хотя это важная составляющая), а характеристики и процессы, активирующие
творческую продуктивность. |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||