Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Блохина С.А., г Омск

Творчество - это создание чего-то нового, совсем неизведанного, характеризующееся неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой. В настоящее время исследования учёных говорят о том, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не отклонение, а норма. Главное использовать богатейшие возможности, которые дала ему природа.

Задача учителя - развивать творческие способности учащихся. Как их развивать и совершенствовать? На занятиях технологии оригами является значительным средством раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому, необходимо исходить из уже проявленных ребёнком способностей, ведь к 5 классу у него появляется небольшой, но собственный опыт работы с бумагой. Учителю надо только умело подвести его к потребности изобретательства. Сначала это будет спонтанный шаг, но затем творческий потенциал ребёнка может развиться, но может и угаснуть.

Развивая творческое начало у девочек, ставя определённые задачи перед ними, надо максимально использовать их интерес к заявленной теме. На своих занятиях я вижу неподдельный интерес к оформлению и сервировке стола. Умение складывать салфетки, изобретая собственные варианты оформления стола (чайный, юбилейный, праздничный, детский и т. п.), а также новые виды техники складывания салфеток позволяют поддерживать интерес к этой теме на достаточно высоком уровне. Кроме интереса, для достижения больших успехов необходима мотивация. По данным психолого-педагогической службы гимназии, на занятиях технологии у девочек уровень познавательной мотивации довольно высок. Большую роль этого успеха отвожу оригами. Ведь занятия на темы «Оформление подарков», «Оформление сувениров», «Цветы», «Вазы», «Подарочные коробки», «Валентинки», «Паспарту» и др. вряд ли кого из девочек оставят равнодушными, ведь большинство из выполненных работ - подарки.

На своих занятиях я рассматриваю развитие творческих способностей как вид деятельности.

Что значит «уметь делать»? Это означает, что побуждаемый своими потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести необходимые знания и умения, правильно поставить цель действий и в соответствии с нею и реальными условиями определить конкретные способы и средства её достижения.

Формирование творческих способностей учеников требует от учителя упорной и кропотливой работы. В течение многих лет личность надо готовить к достижению больших результатов, которых можно добиться - увы, лишь в отдалённом будущем. Вот здесь преимущество оригами перед другими видами творчества неоспоримо, ведь вечная тема «хочу» и «могу» в оригами проявляется очень быстро: конечный результат появляется здесь и сейчас, а это очень важно для нетерпеливого подростка.

Итак, обозначим основные признаки творческих способностей учащихся: оригинальность мышления, развитая интуиция, хорошая память, способность рисковать, высокие эстетические ценности, гибкость ума, богатое воображение, изобретательность и т.д.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом этапе обучения оригами предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на уроках технологии, но и опору на знания и умения, полученные в начальной школе, из других источников, а также на свой, пусть небольшой, личный опыт. Это создает благоприятные условия для формирования у девочек таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся, их творческого потенциала.

Американский учёный Фромм предложил следующее определение понятия творчества (креативности): «Это способ удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата (хотя это важная составляющая), а характеристики и процессы, активирующие творческую продуктивность.

 

 

 

: Развитие личности ребёнка на занятиях оригами

:  Путешествие в страну оригамию

(Огл. материалов Конф.)