Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРИГАМИЮ

Рехлова Т.Т., г, Северск

В МОУ «СОШ №80» г. Северска работаю учителем ИЗО и руковожу школьным художественно-творческим объединением «Радуга», в состав которого входит двухгодичный спецкурс оригами.

Программа для занятий по оригами модифицирована, прошла экспертизу, рекомендована к работе и успешно воплощается в нашей школьной жизни.

Проводя занятия по оригами, часто опираюсь на межпредметные связи, на синтез наук и искусств: математику, черчение, музыку, поэзию, литературу, фольклор, ботанику, изобразительное искусство. Именно искусство учит ребёнка главному: умению сопереживать, сочувствовать, сострадать; умению смотреть, вглядываться, видеть и созерцать.

На первые занятия дети приносили книги по оригами, и я смею предположить, что дети их рассматривали и откладывали в сторону, т.к. непонятные схемы, значки пугали школьников, что могло привести к потере интереса к этому виду творчества. Впоследствии, когда учащиеся овладели основными знаниями, книги по оригами стали для них источником новых поделок, новых знаний и открытий.

Оригамские поделки, выполненные детьми, часто выполняют роль подарка, сувенира к празднику, торжеству или роль элемента дизайна (учащиеся украшают ими классные комнаты, рекреации, школьную сцену).

Изучив отзывы детей о спецкурсе, мы пришли к выводу о необходимости провести Начинание «Оригами» для того, чтобы как можно больше учащихся «подключить» к занятиям этого интереснейшего вида искусства, а в будущем, может быть, и создать клуб «Оригами».

Начинание стало средством пробуждения и устроения самостоятельной деятельности учащихся. В него было включено 7 шагов - остановок (по числу букв, входящих в состав слова «оригами»; каждая буква этапа - остановка - это конкретное задание).

1. Остановка «Оформитель».

Задание: обустроить классную доску на тему «Последний звонок». Это творческий вариант обустройства (оригамские поделки: звонок, бабочки, цветок лилии, гортензии, хризантемы, тюльпаны...)

2. Остановка «Роль».

Задание: каждая команда должна представить часть русской народной сказки, используя приёмы складывания оригамских поделок, книги по оригами, сделать участников выбранной сказки.

3. Остановка «Именинник».

Задание: подарок для именинника сделать своими руками, используя поделки оригами.

4. Остановка «Гость».

Задание: тематический подарок, который малыш может использовать в ролевой игре: ракета, автомобиль, пилотка...

(Второклассников пригласили в подшефный детский сад на праздник. Это ставит учащихся в роль «мастера», потому что даёт возможность воплотить свои умения и навыки, приобретённые на занятиях оригами. Малыши ждут гостей с подарками, и второклассники об этом знают).

5. Остановка «Артист».

Задание: используя игрушки-оригами, сделанные учащимися на втором шаге на остановке «Роль», разыграть перед членами жюри часть той сказки, которую предварительно выбрали.

6. Остановка «Мастер».

Задание: проявить себя в роли учителя и устроителя, научить, используя приёмы оригами, болельщиков, зрителей, как из бросового материала, например газеты, можно сделать шляпу, пилотку или шапку, найдя ей применение в солнечный день в качестве головного убора.

7. Остановка «Игрушка».

Задание: используя приёмы оригами, показывая умение «читать» чертёж, делаем из квадрата зелёной бумаги лягушку, применяя элементы аппликации, доводим образ до совершенства (обозначаем глаза и рот); устраиваем соревнование на «прыгучесть» и быстроту передвижения лягушек.

Учащиеся спецкурса, посвятившие своё время безграничному миру квадрата бумаги, открывают для себя горизонты непознанного, прокладывая дорогу к новому интересному делу.

 

 

 

: Оригами как средство разв. творч. способностей учащихся на уроках технологии

:  Оригами и развитие ребёнка

(Огл. материалов Конф.)