Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Калашникова Н.А р.п. Русская Поляна, Омская обл.

Работая в школе с детьми начальных классов я видела, как, придя в школу, детям трудно держать определённым образом ручку или карандаш. Подготовка руки ребёнка к овладению письмом достигается упражнениями, требующими не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и чёткого согласования движения руки и глаза. И этому способствует изготовление различных поделок из цветной бумаги - оригами.

Развитие навыков складывания развивает у детей не только пальцы, но и речь, хотя связь между тонкими движениями рук и умением правильно говорить, на первый взгляд, неочевидна. Центр речи и центр контроля за движениями пальцев находятся рядом, при этом развитие одного центра побуждает развитие другого и наоборот.

Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга. Мы знаем, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина - правым полушарием. Исходя из того, что в работе с бумагой деятельно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе мозга и, следовательно, росту психических способностей.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающие воздействие. Влияние действий руки на мозг человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Японские врачи создали оздоравливающую методику для пальцев рук. Они утверждают, что руки наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Пехтериха доказали, что простые движения рук помогают снять напряжение не только самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.

Узнав обо всем этом, я решила, что непременно надо вводить данный курс в обучение детей начальных классов. Мною было просмотрено большое количество книг по оригами, авторов Афонькина С.Ю., Тарабариной Т.И., Сержантовой Т.Б., Кобитиной И.И. и других. Изучив язык оригами, попробовала сделать поделку, а затем составила программу факультативного курса на 4 года по 1 часу в неделю (2003 г). На всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации – 2003г." она была отмечена дипломом, а я стала лауреатом конкурса.

Вот уже 5 лет мы работаем по данной программе. Были налажены связи с Омским центром оригами, методисты центра приезжали к нам с выставкой, беседами, за что мы им очень благодарны. Участвуем вот уже третий год в олимпиадах и конкурсах "Оригами", которые проводит центр, и каждый год получаем поощрительные призы. В 2006-2007 г.г. стали призёрами XII Сибирской олимпиады по оригами.

За пять лет работы мы пришли к выводу, что в результате систематических занятий оригами развиваются следующие психические процессы:

-  восприятие (целостность и структурность образа);

-  память (зрительная и кинестетическая);

-  внимание (концентрация и устойчивость);

-  мышление (пространственное и креативное).

Данные изменения стали заметны уже после одного года занятий. Мы работали вместе с психологами гимназии. Было проведено тестирование учащихся в начале второго года занятий. Большое внимание было уделено выявлению особенностей развития пространственного мышления. В группе хорошо успевающих детей позитивные изменения отмечены у 49% занимающихся, в группе слабоуспевающих - 53%, в контрольной группе - 24%. Исходя из этого, можно сказать, что оригами служит способом укрепления пространственного мышления.

Хочется отметить, что у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к работе: у 58% детей из сильной оригамской группы, у 52% детей из слабой и только у 46% детей из контрольной группы. Это даёт основание считать, что занятия оригами способствуют развитию креативного мышления. В данном случае психологи считали основным критерием креативности самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели.

При помощи тестирования было выявлено положительное влияние занятий оригами на повышение коэффициента интеллекта, снижения уровня внутренней тревожности и другие показатели. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому создание оригами является психотерапией, способной отвлечь ребёнка от его повседневных забот и тревог. Учителя неоднократно отмечали "видимую разницу учебных успехов" активно занимающихся оригами детей.

Таким образом, занятия оригами помогают развивать художественный вкус и логику, эффективно способствуют формированию пространственного мышления, готовят учеников начальных классов к восприятию новых для них предметов.

 

 

 

: Путешествие в страну оригамию

:  Метод. рек. к занятию оригами с прим. технол. проблемного обучения

(Огл. материалов Конф.)