|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ОРИГАМИ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА Калашникова Н.А р.п.
Русская Поляна, Омская обл. Работая в школе с детьми
начальных классов я видела, как, придя в школу, детям трудно держать
определённым образом ручку или карандаш. Подготовка руки ребёнка к овладению
письмом достигается упражнениями, требующими не только тонких и точных
движений рук и пальцев, но и чёткого согласования движения руки и глаза. И
этому способствует изготовление различных поделок из цветной бумаги -
оригами. Развитие навыков
складывания развивает у детей не только пальцы, но и речь, хотя связь между
тонкими движениями рук и умением правильно говорить, на первый взгляд,
неочевидна. Центр речи и центр контроля за движениями пальцев находятся
рядом, при этом развитие одного центра побуждает развитие другого и наоборот. Проекция кистей рук
широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга. Мы
знаем, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного
мозга, а левая половина - правым полушарием. Исходя из того, что в работе с
бумагой деятельно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария
будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность
будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушария,
гибкому взаимодействию полушарий в работе мозга и, следовательно, росту
психических способностей. Движение пальцев и
кистей рук ребёнка имеют особое развивающие воздействие. Влияние действий
руки на мозг человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае.
Японские врачи создали оздоравливающую методику для пальцев рук. Они
утверждают, что руки наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы,
рефлекторно с ними связанные. Исследования
отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием
мозга. Работы В.М. Пехтериха доказали, что простые движения рук помогают
снять напряжение не только самих рук, но и губ, снимают умственную усталость.
Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь
ребёнка. Узнав обо всем этом,
я решила, что непременно надо вводить данный курс в обучение детей начальных
классов. Мною было просмотрено большое количество книг по оригами, авторов
Афонькина С.Ю., Тарабариной Т.И., Сержантовой Т.Б., Кобитиной И.И. и других.
Изучив язык оригами, попробовала сделать поделку, а затем составила программу
факультативного курса на 4 года по 1 часу в неделю ( Вот уже 5 лет мы
работаем по данной программе. Были налажены связи с Омским центром оригами,
методисты центра приезжали к нам с выставкой, беседами, за что мы им очень
благодарны. Участвуем вот уже третий год в олимпиадах и конкурсах
"Оригами", которые проводит центр, и каждый год получаем
поощрительные призы. В 2006- За пять лет работы мы
пришли к выводу, что в результате систематических занятий оригами развиваются
следующие психические процессы: - восприятие (целостность и структурность
образа); - память (зрительная и кинестетическая); - внимание (концентрация и устойчивость); - мышление (пространственное и креативное). Данные изменения
стали заметны уже после одного года занятий. Мы работали вместе с психологами
гимназии. Было проведено тестирование учащихся в начале второго года занятий.
Большое внимание было уделено выявлению особенностей развития
пространственного мышления. В группе хорошо успевающих детей позитивные
изменения отмечены у 49% занимающихся, в группе слабоуспевающих - 53%, в
контрольной группе - 24%. Исходя из этого, можно сказать, что оригами служит
способом укрепления пространственного мышления. Хочется отметить, что
у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к
работе: у 58% детей из сильной оригамской группы, у 52% детей из слабой и
только у 46% детей из контрольной группы. Это даёт основание считать, что
занятия оригами способствуют развитию креативного мышления. В данном случае
психологи считали основным критерием креативности самостоятельный поиск
возможных вариантов достижения цели. При помощи
тестирования было выявлено положительное влияние занятий оригами на повышение
коэффициента интеллекта, снижения уровня внутренней тревожности и другие
показатели. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами
невозможно. Поэтому создание оригами является психотерапией, способной отвлечь
ребёнка от его повседневных забот и тревог. Учителя неоднократно отмечали
"видимую разницу учебных успехов" активно занимающихся оригами
детей. Таким образом,
занятия оригами помогают развивать художественный вкус и логику, эффективно
способствуют формированию пространственного мышления, готовят учеников
начальных классов к восприятию новых для них предметов. |
|
||
|
⇦: Метод. рек. к занятию оригами с прим.
технол. проблемного обучения |
|
||
|
|
|
||