Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЮ ОРИГАМИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Клеймёнова Т.Л. г. Омск

Рассмотрим проблемную ситуацию на занятии.

Тема: Базовая форма «воздушный змей» - (модули). Особенности составления модулей для оформления законченного образа животных, птиц, растений.

Проблема: Разработать технологию составления модулей для образа живот­ных, птиц, растений.

Цель: Определить возможности для активизации творческих способностей ре­бёнка и найти способ моделирования.

Задачи:

  • выявить уровень знаний базовой формы «воздушный змей»;
    сформировать навыки моделирования модулей;
  • создать на занятии проблемную ситуацию;
  • научить детей находить проблему, выдвигать всевозможные гипотезы для решения поставленной проблемы;
  • развивать многообразие форм;
  • совершенствовать  способность  ребёнка  к  решению  проблемной  ситуа­ции  на практике, уметь делать выводы и обобщения;
  • воспитывать аккуратность, умение вложить в каждое дело элемент творче­ства.

При диалоге педагога и детей идёт формирование эмоционального интереса к теме в целях поиска проблемной ситуации.

Ход занятия: мы с вами знаем базовую форму «воздушный змей», умеем вы­полнять действия по схемам. Как складывается базовая форма «воздушный змей»? На что обратить внимание?

Сегодня мы будем работать с базовой формой «воздушный змей», не просто складывать по схеме, а находить, составлять, сочетать по цвету, размеру различ­ных животных, птиц, растений.

Как вы думаете, используя одну базовую форму «воздушный змей» можно сделать животное, птицу или растения? Что для этого необходимо?

Обобщение ответов: сделать такую работу мы не можем, нам необходимо найти (открыть или усвоить), что-то новое, ранее не известное, а знания, которые у нас есть, не достаточно. Нам необходимо найти оптимальный вариант для моделирова­ния из модулей.

В ходе занятия идёт обсуждение, дискуссия, ребята предлагают различные методы поиска данной задачи. Педагог, подводит их к размышлению, вместе они стараются найти решения поставленной проблемы. Ребята предлагают различный алгоритм действий. Все гипотезы сказанные детьми записываются. Выделим глав­ные моменты работы:

 

 

1. Рассмотрим небольшую компо­зицию «Лиса». Композиция составлена из базовой формы «воздушный змей», небольшого размера, для того, чтобы можно было выполнить работу за одно занятие. Каждому ребёнку необходимо учитывать размер основного листа, при­думать животное, птицу или растение.

2. Определить сколько модулей не­обходимо для работы, какого они будут цвета, размера.

3. Моделирование модулей, со­ставление образа животного. Проблема: как собрать все модули, чтобы получи­лось животное.

«Лиса»

 

 

Поиск решения проблемы. Обсуждение различных способов, вариантов рабо­ты:

- сделать несколько модулей и из них составлять животное;

- сначала сделать основной модуль, а затем к нему доделывать по размерам;

- если знать, что ты хочешь, то можно просчитать, сколько модулей нужно и какого размера.

Проверяем правильность всех предложенных гипотез на практике - корректиру­ем по ходу все предложенные варианты. Обсуждаем полученные результаты, сколько времени мы тратим, качество работы. Предлагаем детям самим выбрать самый рациональный способ составления образа животного.

4. Выполнение работ выбранным способом.

В ходе занятия была создана проблемная ситуация. Ребята самостоятельно нашли решения данной проблемы, выбрали самый рациональный способ изготов­ления модулей:

- разложить большой модуль (базовую форму «воздушный змей») в центре - это основа животного;

- средний модуль подставляем к основе, имитируя голову животного;

- далее идут лапы - меньше головы,   обратить внимание на задние лапки, они всегда больше передних;

- хвост - может быть как большим, так и маленьким;

- ушки - совсем маленькие, в зависимости от того какого вы животного делаете.

Предложить самим оценить свои работы и работы своих товарищей, выделить основные моменты занятия - какая проблема возникла в ходе работы.

В конце занятия можно сделать следующее заключение, в результате создания проблемной ситуации ребята самостоятельно решили проблему. Таким образом, были созданы условия, необходимы для умения анализировать, самостоятельно мыслить, находить нужное решение в нестандартной обстановке, совершенствовали знания в поисковых и исследовательских умений и навыках. Выполненные работы являются показателем развитие познавательных и творческих способностей каждого ребёнка.

 

 

 

: Оригами и развитие ребёнка

:  Занятия оригами как средство творческого развития

(Огл. материалов Конф.)