|
Труды I конференции Курского центра оригами 31 января 2011 года, г. Курск |
|
||
|
О проекте «День
белого цветка» Екатерина Ушкова, методист управления по
воспитательной работе Курского государственного
университета, представитель клуба КГУ «Милосердие» Несомненно,
оригами – великое искусство. Но не менее великим искусством является
милосердие – умение сострадать. Студенческий клуб Курского
государственного университета был образован два года назад с целью
объединения неравнодушных людей, готовых подарить частичку себя, чтобы
попытаться решить какую-то очень важную проблему. При этом у клуба
за плечами большая предыстория. А началась она в 2007 году, когда студенты,
которые иногда приезжали в гости к воспитанникам школы интерната №2 для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в поселке Моква с
развивающими играми, решили провести в университете благотворительную акцию
под названием «День Белого цветка». Идея проведения акция была подсмотрена в
журнале, где рассказывалось о благотворительности в дореволюционной России. На самом деле идея проведения «Дней цветков»
принадлежит правительству Португалии и Лиге борьбы с чахоткой при Красном
Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулёза, на улицах городов за
благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания
и букеты цветов. Акция продажи ромашек как эмблемы борьбы с туберкулёзом была
весьма успешной. Вскоре идея «Белой
ромашки» дошла до России, где туберкулёз был одним из самых распространённых
заболеваний. Уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведён первый
«День Белого цветка». Курсистки - слушательницы Высших женских курсов и
Женского медицинского института – продавали цветы, уложенные в небольшие
бело-жёлтые корзины, на улицах города. Прейскуранта на букеты не было: каждый
давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет.
Деньги опускали в жестяную запломбированную коробку, пломбу снимали только
при подсчёте денег в районном комитете. Отчёт о собранных средствах и их
использовании печатался в газетах. В том же 1911 году
«Дни Белого цветка» прошли по всей России. «День цветка» вызвал такой отклик
среди населения, что стал проводиться не менее четырёх раз в год. Цветы были
разные, каждый символизировал какую-то одну проблему. Букеты из белой ромашки
раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи - при сборе в
пользу голодающих крестьян, а люди, которые покупали розовые цветы, помогали
сиротам. Приблизительно
также был организован и первый «День Белого цветка», который прошёл 26 апреля
2007 года в Курском государственном университете. В технике оригами были
сделаны бутоны белых тюльпанов, не самая сложная фигура, ножками послужили
трубочки для коктейлей с приклеенными листиками. Цветы были разложены в
корзины и проданы все до единого. Успех акции привёл
к мысли о её повторении, и с тех пор «День Белого цветка» проводится дважды в
год в КГУ, осенью и весной. Кроме того, вот уже два года подряд акция
проходит и на улицах города. А осенью 2010 года «День Белого цветка» был
проведён в 10 раз. По итогам акции было собрано 29 тысяч рублей, которые
направлены на лечение Саши Исайкина, страдающего детским церебральным
параличом, осложнённым эпилепсией. В апреле на эти средства мальчик пройдёт
курс лечения в медицинском центре города Йошкар-Ола. Первые акции
проводились в пользу воспитанников школы-интерната № 2 в поселке Моква, а
последующие для конкретного адресата – тяжелобольного ребёнка. Акция «День Белого
цветка» не предполагает простое пожертвование. Участник акции за
самостоятельно определённую сумму пожертвования получает красивый белый
цветок, который будет радовать благотворителя своим видом и напоминать ему о
добром деле, которое он совершил. Вот так простой цветок из бумаги, сделанный
с любовью и теплотой, может помочь спасти жизнь. Вокруг этой акции
и был создан наш клуб, который и по сей день навещает детишек интерната №2,
собирает игрушки и книги для других интернатов, организует в вузе
музыкально-патриотическую акцию к Дню Победы, проводит образовательные
встречи для волонтёров, сотрудничает с детской общественной организацией
«Детский Центр Мира», участвуя в ежегодной благотворительной программе
«Золотая рыбка» и совместной программе развития социально-психологического
сопровождения детей-инвалидов «Друзья рядом», получившей президентский грант
на реализацию. Главное
– мы не перестаём верить в хорошее и надеемся, впереди нас ждёт ещё много-много
новых добрых дел! В порядке отклика.
Благотворительность
– дело хорошее и, более того, необходимое. Даже в самые благополучные времена
и в самых процветающих странах предостаточно случаев, когда в силу тех или
иных природных явлений, накладок и несогласований при естественной
неповоротливости больших ведомств (даже при самом честном, грамотном и
ответственном труде их служащих) у тех или иных людей, семей, предприятий,
населённых мест возникают обстоятельства, которые со всех сторон легче и
естественнее решить с привлечением общественных учреждений и добровольцев.
Самый простой и известный пример - весенняя уборка дворов – привычный повод
раз в году собраться жителям для субботника. Ну не основывать же для этого
дополнительное предприятие, которое весь остальной год будет сидеть и без
работы, и без зарплаты! Но, как справедливо отмечает автор в первом же абзаце
своего выступления, и благотворительностью заниматься надо уметь. Поскольку речь
идёт об одном из ведущих учреждений науки и просвещения Курской области –
Курском государственном университете (КурГУ) и поскольку программа
осуществляется с апреля 2007, то есть уже без малого четыре года, по несколько раз в году, на постоянной
основе, то, считаю, будет уместным задать по поводу её обоснованности и порядка
осуществления, иначе говоря, как раз по поводу желания научиться
благотворительности, несколько вопросов. 1. Из статьи создаётся впечатление, что львиная доля усилий и собираемых средств программы
приходится на детей – инвалидов и на воспитанников интернатов. Насколько это
оправданно в современных условиях России, когда множество детей с куда
меньшими отклонениями здоровья находятся в области существенного риска из-за
: а) огромных
недоработок и несуразностей системы народного воспитания и просвещения
и полном пренебрежении воспитанием (в понимании А.С.Макаренко, а не его
видимостью путём предложения познакомиться с рассказом «Му-му» и «Повестью о
настоящем человеке» - при всех многообразных достоинствах указанных
произведений). б) недостатка благожелательного внимания со стороны старших в) недостатка средств (в том числе, но не всегда в первую очередь). Вопрос, прямо скажем, не простой со всех точек зрения. Поэтому
предлагаю вместе вспомнить, как он решается в Природе и как он решается в
человеческом сообществе в различных чрезвычайных обстоятельствах. В Природе. У кошки несколько котят. Она их всех любит, обо всех
заботится. Но если, не дай Бог, им грозит серьёзная опасность и нет
возможности спасти сразу всех, как она поступает? Начинает с самого сильного.
Потому что если всегда начинать со слабых в подобных обстоятельствах, то
скоро кошкам на земле не поздоровится. В обществе. В военное время,
когда на каждого больного не хватает ни больниц, ни врачей, вопрос
целесообразности оказания медицинской помощи разным группам пострадавших
встаёт особенно остро. Известно, как
он решается. Раненых делят на три
отряда – безнадёжных (при тех средствах, которые доступны здесь и сейчас для
их лечения), тех, которым можно заметно помочь имеющимися силами и которые
без этой помощи не обойдутся и, наконец, тех, которые могут вылечиться без
медицинской помощи. Первой и третьей
группе при явной нехватке врачей и оборудования медицинской помощи не
оказывается… Как это ни огорчительно, но поступить иначе в чрезвычайных
обстоятельствах означает выбрать из двух зол большее. А вот ещё один пример поведения уже во вполне мирное время, которое
совершенно не укладывается в сознание современных европейцев. Ещё не в столь
далёкие времена у «диких» и весьма бедно живших тогда японцев бытовал обычай,
по которому в семьях, которые во вполне буквальном смысле едва сводили концы
с концами, престарелых родителей
относили в горы умирать – иначе погибала вся семья. Среди других подобных гор
наибольшую известность получила гора Фудзи, по-японски Фудзи-яма.
Согласитесь, что слово «священная», часто употребляемая по отношению к этой
горе, обретает при этом какие-то новые оттенки восприятия… Обычным было подобное поведение и у иных затерянных в дебрях
кампучийских лесов племён. Ужаснувшиеся подобному поведению европейские
миссионеры просветили местных аборигенов одного из племён и убедили их стать
более цивилизованными. Итог этой истории известен. Когда через десяток лет те
же миссионеры пришли на земли того же племени, то нашли только погасшие
костры и заброшенные хижины – племя вымерло, не вынеся непомерной для него
дополнительной нагрузки. А вот ещё любопытное замечание уже для вполне современной
европейской действительности.
Оказывается, при определении желаемых средств безопасности (от лифтового
оборудования до самолётов и кораблей) используется, в том числе и в нашей
стране, условная расчётная величина, как «стоимость человеческой жизни». Суть
её в том, что на средства безопасности не целесообразно при данном уровне
общественного развития тратить больше средств, чем определённая величина,
иначе это будет ущемлять жизненные права других граждан… Хотите большего –
улучшайте общественную производительность труда, разрабатывайте новую, более
успешную, надёжную и доступную спасательную технику, в общем –
совершенствуйтесь. А не перекладывайте из одного дырявого студенческого
кармана в другой, инвалидный. Сейчас у нас огромная доля (большинство) считающихся условно здоровыми
учащихся приобщаются к курению, пьянству, антиобщественному поведению уже
чуть ли не с первого класса школы. Причины известны и зачастую «на
поверхности» - явный недостаток умелого внимания к детям и их зачастую
фактическая безнадзорность, разгром системы спортивных, культурных,
музыкальных и прочих «дополнительных» занятий по интересам, грубые недостатки
(лысенковщина) нынешней школьной системы, превращающие учение без всякой
необходимости и оправдания для многих учеников либо в каторгу, либо в битьё
баклуш и разгильдяйство (оба хуже, оба ведут к известному и заметному
ухудшению морального, умственного и физического здоровья большинства(!)
школьников обязательной общеобразовательной школы за время учёбы от 1-го по выпускной классы). И возникает вопрос - не есть ли благотворительность в подобном
исполнении попытка уйти от решения обозначенных острейших противоречий жизни,
попытка своего рода откупиться – вот отдали по десяточке на инвалидов и
успокоили душу, выполнили, считается, свой долг. А вопросы почему всё больше
учащихся курят, пьют и пр. и пр., уже можно и отложить на потом и на
кого-нибудь ещё. А на кого? Ведь указанные благотворительные начинания
относятся к КурГУ – главной кузнице будущих педагогов Курской области и кому
как не университету обсуждать и, главное, искать решения самых острых, самых
злободневных вопросов по своей будущей специальности, стезе, призванию. Но не
похоже, что ищут. Видимо, слишком острые вопросы – вдруг начальство не
поддержит. А дети? Видимо, они ни этому начальству, ни самим студентам за
высоким университетским забором «не мешают» заниматься привычным делом. Чтобы не заканчивать отклик на несколько мрачной и не слишком
конструктивной ноте, подумаем, что бы мы могли предложить для повышения качества
проведения указанного благотворительного мероприятия. Предлагаем: 1. Начать с открытого гласного сбора предложений по : - наиболее злободневным,
важным, неотложным направлениям деятельности, которые нуждаются в
добровольческой помощи курского студенчества. - по тому, в каких видах эта помощь может быть оказана. Например,
не только финансовая (из гос.
стипендии…), но и исследовательская, преподавательская, трудовая и т.п. 2. Запустить постоянно действующую процедуру демократического
обсуждения, уточнения, согласования найденных и постоянно добавляющихся
упомянутых задач и средств их решения. А затем и выполнения принятого по
решению общего собрания. Кто ещё не
знает из будущих педагогов как это делать – читайте всё ту же «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях»… Ещё есть и такие
способы обсуждения как научные студенческие конференции и семинары. Много
чего ещё можно придумать, если действительно захотеть. 3. Принять в качестве одной из норм деятельности, что в рамках всей
благотворительной деятельности университета в нынешнее время непосредственно на
нужды инвалидов должно направляться не более какой-то доли средств, например,
10%. Кстати, именно такая доля средств (десятина от доходов) принята в Православии для отчисления на
нужды церкви, в т.ч. для тех самых сирых и убогих при всём к ним уважении.
Кому эта доля кажется очень маленькой, советую сходить в храм и посоветовать
священнику её увеличить. И послушайте, что вам скажут в ответ – очень даже
культурно и притом доходчиво. Другой
совет – зарабатывайте больше, тогда и величина средств на нужды инвалидов
будет выше… Труднее так жить? Конечно, труднее. Но это – жизнь, постепенное
решение её злободневных вопросов и противоречий, а не изображение их решения
на бумаге и не самоуспокоение. Надеюсь, что в Курском государственном
университете всё-таки постепенно разберутся, что и в какой степени и для
себя, и для наших отважных предков, и для дорогих будущих потомков они с
чистой совестью готовы будут считать благотворительностью не только сегодня,
но и через год, и через два, и через двадцать и даже пятьдесят лет, и сделают
для себя соответствующие выводы – спокойные, взвешенные и деловые. Всего доброго!
Дмитрий Гончар P.S. Недавно по радио
прозвучали любопытные цифры – в благополучной Дании каждый трудоспособный
житель принимает участие в среднем в 7 добровольческих товариществах и
объединениях. Понятно, что большая часть такого участия относится к
достаточно редкой деятельности по поводу достаточно редко возникающих
различных особых обстоятельств. Но цифра всё-таки впечатляет. Как и размах
добровольческого движения в тех же штатах, в Японии, во многих иных
неупомянутых странах Европы. Видимо, люди осознали, что дальнейший подъём
уровень общественного благополучия (не только в узко понимаемом смысле
зарплаты и т.п.) выше некоего не столь уж высокого значения возможен только
при широком и умелом добровольческом движении. Чего и нам пожелаем. |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||