Труды I конференции Курского центра оригами

31 января 2011 года, г. Курск

 

 

 

 

 

Оригами во внеклассной деятельности

Черникова Эльвира Михайловна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45»

 

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Творческие способности следует начинать развивать как можно раньше, и процесс этот должен быть безостановочным.

При развитии потребностей и интересов в творчестве я использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребёнка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки технологии отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учёбой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребёнка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать её суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения, иностранного языка.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами даёт для этого огромный простор - мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас "однорукие": мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка.

Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Мы должны вводить в воспитательный процесс начальной школы технологии по развитию личности ребёнка, организовывать внеурочную деятельность так, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка, а для этого использовать в своей педагогической деятельности новые воспитательные технологии, технологии задачного подхода, внутреннего диалога, имитационных игр. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребёнка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие силы.

И, несомненно, преподавание уроков оригами будет способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Я работаю в начальной школе и после уроков на базе своего класса веду кружок «Оч.умелые ручки». В его программу я, конечно, ввела часы оригами.

 

1. Оригами – искусство складывания из бумаги.

Теория: Ознакомление с оригами – складыванием с применением ножниц. Знакомство с вертикалью. Правила этикета.

Практика: Чтение технической документации, составление развёрток объёмных деталей, оформление праздничного стола.

 

 

 

1 класс

 

 

 

 

Оригами – искусство складывания из бумаги.(5ч.)

1. Из истории оригами. Игровые упражнения. Знакомство с модулем.

 

1ч.

 

 

 

2. Рыбка, собачка, лисёнок, кошечка.

1ч.

 

 

 

3. Лягушка.

1ч.

 

 

 

4. Бабочки (групповая работа)

2ч.

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

Оригами – искусство складывания из бумаги. (4ч.)

1. Попугай.

 

1ч.

 

 

 

2. Другие птицы.

3ч.

 

 

 

3 класс

 

 

 

 

Оригами – искусство складывания из бумаги. (5ч.)

1. На праздничном столе. Этикет складывания салфеток.

 

2ч.

 

 

 

2. Цветы в подарок.

3ч.

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

Оригами – искусство складывания из бумаги. (16ч.)

1.Модуль оригами для мозаики. Ромашки.

 

3ч.

 

 

 

2.Открытка-оригами на день рождения, футляр для денежного подарка.

2ч.

 

 

 

3.Фото-рамка - открытка

1ч.

 

 

 

4.Сказочный сюжет «Терем-теремок»

4ч.

 

 

 

5.Кусудама

4ч.

 

 

 

6.Звёздочки счастья. Колокольчик.

2ч.

 

 

 

 

Ребёнок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него всё получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: «Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать?» Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Первое занятие-знакомство с оригами я начинаю вопросом:

- Хотите стать настоящим волшебником?

- Тогда нам необходимо познакомиться с оригами. (Рассказ учителя об этом искусстве.)

Затем на глазах у ребёнка я делаю превращения листка бумаги в фигурку животного. Дети помогают мне угадать этого животного. Затем я предлагаю ребятам «оживить» фигурки, то есть раскрасить и придумать сказочную историю с ними, рассказать стихотворение, спеть песенку о получившемся животном.

Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это - чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолётик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга! Появление в руках фигурки животного или птицы действительно похоже на настоящий фокус. Ведь ещё минуту назад ребёнок держал в руках самый обычный плоский листок бумаги. И тут же «сыплются» просьбы и вопросы: «А как? Научите. Покажите. А я смогу так?» и т.д.

Малышу поначалу даже простейшие операции даются нелегко. Попробуй-ка совместить разъезжающиеся уголки квадрата! Но скоро дело пойдёт на лад. Конечно, для детей младшего возраста приходится придумывать особые подходы. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут. Можно, например, придумать игру с лужей: берёте в руки листок голубой бумаги и начинаете быстро загибать уголки разной, совершенно произвольной величины, так что получается неровный овал. Такую лужу может сделать любой малыш, и у каждого получится своя лужа. Затем сделать с ними головастиков - это тоже несложная фигурка. Головастик подрос, стал лягушонком и пошёл в школу - это совсем простой вариант. Из лягушонка потом выросла фигурка посложнее - лягушка. И она прыгнула в лужу. Всё вернулось на круги своя. Посмотрите, какой интересный путь прошли дети: сначала простое, потом чуть посложнее, потом опять отступили на шажок назад. Также можно сделать другие очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги - это будут яблоки, огурцы, помидоры - и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или "законсервировать" в банке, сделанной из большого листа бумаги. От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Можно также дать ребёнку готовую игрушку. Пусть он сам разберёт и соберёт её снова, а потом смастерит такую же из другого листа бумаги. Полезно предложить детям карточки, на которых показаны в определённом порядке все моменты сборки игрушки. От них легче перейти к конструированию по чертежам.

Детям нравится заниматься оригами ещё и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато своё.

Практически все занятия оригами сопровождаются игрой. А театрализации особенно втягивает детей в мир творчества и фантазии. Значение сказок нельзя недооценить: они сопровождают нас в течение всей жизни. Сказки привлекают детей простотой сюжета, быстрым развитием событий, чёткой сменой действий, яркими образами героев и ясностью мотивов поступков. Сказка учит ребёнка доброте, делает его чутким к чужой беде, вызывает желание прийти на помощь обиженному. Фигурки, изготовленные в технике оригами, могут быть использованы для разыгрывания сюжетов любимых сказок. В игре с оригамскими фигурками ребёнку предоставляется возможность проявить творческие способности – сочинить свою сказку по мотивам фольклорных произведений.

Со сказкой из героев-оригами можно выступать на школьных конкурсах. Успех обеспечен! Только не забудьте учесть размер героев для массового показа.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей школьного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

Подарок, сделанный своими руками, приятен и для того, кто его изготовил, и особенно для того, кто такой подарок получил. Что же подарить любимой маме в день рождения, в праздник 8 марта, к Новому году или в мамин профессиональный праздник?

Принято считать, что самый лучший подарок для женщины – это цветы. Жизнь настоящего цветка, к сожалению, очень коротка. А проявив старательность, усердие и фантазию, можно всего за несколько минут «вырастить» собственный оригинальный цветок из обыкновенного листа бумаги методом складывания. И снова у нас на помощи – оригами. В подарок можно изготовить и поздравительные открытки, букеты в манжетках, картины в рамках и многое другое. Я учу детей делать подарки и советую им дарить их просто так, без повода – это чудесный, приятный знак внимания, который может изменить настроение и даже улучшить самочувствие. На Рождество можно сделать ёлочную лампу из зелёной бумаги и на ней колокольчик - получится подарок маме. Мамы хранят это подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе ёлочку, тюльпанчик, собачку? Получается, что оригами ещё незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.

В своей работе я нашла широкое применение оригами как способ красиво украсить интерьер к какому-либо празднику, классному мероприятию. Это может быть и коллективная работа.

Конечно, незаменимы предметы обихода, сделанные своими руками в технике оригами. Это и закладка, и конвертик для мелочей, и подарочная открытка. Дети гордятся поделками, сделанными лично ими.

Также на кружке мы с ребятами уделяем внимание оформлению праздничного стола. А какой стол без красиво сложенных салфеток.

Важно и то, что маленький ребёнок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают всё новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами знакомит детей и с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).

Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Занятия оригами - уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Обеспечение функционирования преподавание уроков или сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создаёт условия для эстетического и нравственного развития личности, развитию её творческой индивидуальности.

 

 

 

 

: Оригами как инструмент развития связной речи дошкольника

 : Оригами в работе школьной библиотеки

(Программа Конференции)