Труды I конференции Курского центра оригами

31 января 2011 года, г. Курск

 

 

 

 

Оригами как инструмент развития связной речи дошкольника

Милостная Наталья Анатольевна,

зав. отделом раннего детского развития

МОУ ДОД «Дворец детского творчества»

 

 Речь не является врождённой способностью человека, она складывается у ребёнка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте  начинается целенаправленная работа по обогащению словаря ребёнка, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, передавать содержание произведений. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки.

Сказки вводят детей в особый, исключительный мир чувств и эмоциональных открытий. Основные педагогические возможности сказки заключаются в том, что она даёт первоначальные знания о многих нравственных понятиях и ценностях: легко усваиваются правила поведения, устанавливаются дружеские отношения внутри детского коллектива, воспитывается чувство ответственности за свои поступки, готовность прийти на помощь ближнему. Сказка является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.

По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребёнка.

В программах «Малышок» (для детей 5 лет) и «Мозаика» (для детей 6 лет) при изучении курсов «Развитие речи» и «Окружающий мир» дошкольники знакомятся со сказками «Репка», "Теремок",  "Три поросёнка", "Колобок", "Три медведя," "Маша и медведь" и др...

И здесь на помощь педагогу приходят композиции из оригами, так как многие дети на занятиях впервые слышат эти сказки.

 

 

 

 

Используя данные композиции можно не только воспроизвести сюжет сказки, но и выполнить ряд заданий с творческой основой:

        Какие сказки начинаются словами: жили-были, как-то раз, однажды и т.д.

        Составить подсказки для героев, оказавшихся в сложной ситуации.

        «Прерванный текст» - продолжить сказку.

        Подобрать пословицу к тексту сказки.

        С помощью мимики и жестов изобразить героев сказки.

        Придумать вопросы героям сказки.

        Инсценировать отдельные отрывки из сказки (рассказать по ролям).

При помощи отдельных фигурок из оригами для занятий я изготовила «Сказочное лото», представляющее собой 4 картонных листа (для четырёх игроков), оформленных в соответствии с сюжетами четырёх сказок. На каждом листе выделено столько пустых квадратов, сколько героев в сказке. Из полотняного мешочка извлекаются фигурки-оригами, а участники должны угадать, из какой они сказки и закрыть ими пустые клетки.

На занятиях с дошкольниками часто используются загадки, которые, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, когда при угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации могут стать фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т.п.), а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок.

Например:   

Сидит  в корзине девочка

у мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь

Названье этой сказки...

(Маша и медведь)

Вышел дедка в огород.

Видит - чудо там растёт:

Кругла, а не мячик,

Жёлта, а не солнце,

С хвостом, а не мышь...

И никак не вытащишь.

Кто помог ему в беде?

И в какой-то сказке, где?

(Репка)

 Перед новогодними праздниками я рассказываю детям о Деде Морозе, Снегурочке, символе предстоящего года. Для развития познавательного интереса дошкольников к данной теме использую модульное оригами:

 

 

 

 

Эта композиция помогла детям выполнить творческое задание: фантазия собственного сочинения «Сказка про Деда Мороза».

Например:

«Жил-был в снежном замке Дед Мороз. Ребята его пригласили к себе на праздник. Дед Мороз взял с собой мешок с игрушками. Сел на сани и отправился в путь. Вокруг одни сугробы. Подъехал к речке, а мост сломан. Помогла Дедушке золотая рыбка. Она построила хрустальный мост. Дед Мороз очень обрадовался и взял рыбку с собой. Он набрал воды в свою варежку. Золотая рыбка и Дед Мороз успели на праздник к ребятам. Дед Мороз дарил подарки, а золотая рыбка исполняла желания»

Эта работа была представлена на городской конкурс «Дед Мороз и зайцы», где была отмечена дипломом.

 

 

 

: Приглашение на II Cибирский фестиваль «Волшебный мир оригами России»

: Оригами во внеклассной деятельности

(Программа Конференции)